Законопроектом устанавливается запрет на предоставление государственной поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, включая офшорные компании.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» (далее соответственно – законопроект, Кодекс) внесён Минфином России во исполнение перечня поручений по реализации Послания Президента Федеральному Собранию 12 декабря 2013 года (№Пр-3086 от 27 декабря 2013 года).
Законопроектом устанавливается запрет на предоставление государственной (муниципальной) поддержки в форме субсидий и бюджетных инвестиций из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, а также в форме государственных (муниципальных) гарантий иностранным юридическим лицам, включая офшорные компании.
При этом запрет на предоставление государственных или муниципальных гарантий устанавливается законопроектом не только в отношении юридических лиц, являющихся принципалами, но также в отношении лиц – бенефициаров по таким гарантиям. Это обусловлено тем, что бенефициары, как и принципалы, фактически являются выгодоприобретателями в результате применения такой формы государственной (муниципальной) поддержки.
В качестве исключения сохранено право предоставления государственных гарантий Российской Федерации юридическим лицам, находящимся в офшорных юрисдикциях, в целях оказания поддержки экспорта промышленной продукции (товаров, работ, услуг).
Кроме того, предусматривается нераспространение устанавливаемых ограничений на случаи предоставления государственных или муниципальных гарантий в обеспечение исполнения обязательств, по которым невозможно установить бенефициара в момент предоставления гарантии или бенефициарами является неопределённый круг лиц. Основания для предоставления таких государственных или муниципальных гарантий предусмотрены статьёй 1151 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее – Кодекс) (держатель такой гарантии – принципал).
Согласно законопроекту в случае, если получателем бюджетных средств, предоставляющим субсидии или бюджетные инвестиции, выявлен факт несоответствия юридического лица – получателя государственной (муниципальной) поддержки устанавливаемым требованиям, средства в объёме предоставленных субсидий или бюджетных инвестиций подлежат возврату юридическим лицом в соответствующий бюджет.
В отношении государственных (муниципальных) гарантий, предоставленных в обеспечение исполнения обязательств и (или) в пользу офшорных компаний, устанавливается, что исполнение по таким гарантиям гарантом не проводится.
Кроме того, предлагается внести изменения в статьи 78, 781 и 80 Кодекса. В договоры (соглашения) о предоставлении субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), а также бюджетных инвестиций (далее – целевые средства) обязательно должен включаться запрет конвертации таких средств в иностранную валюту, за исключением операций, проводимых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации при закупке (поставке) высокотехнологичного импортного оборудования, сырья и комплектующих изделий, которые финансируются за счёт целевых средств, а также других операций, связанных с достижением целей предоставления этих средств, установленных соответствующими нормативными правовыми актами.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.