Цель законопроекта – выделение репозитарной деятельности в отдельный вид лицензируемой деятельности. Учитывая системную значимость рынков ПФИ и репо для стабильности российского финансового рынка, законопроектом устанавливается обязанность финансовых организаций направлять в репозитарий информацию по всем заключённым не на организованных торгах сделкам репо и ПФИ.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "О рынке ценных бумаг" и отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения репозитарной деятельности» (далее – законопроект) подготовлен Минфином в соответствии с пунктом 31 плана мероприятий («дорожной карты») «Создание международного финансового центра и улучшение инвестиционного климата в Российской Федерации» (утверждён распоряжением Правительства от 19 июня 2013 года №1012-р).
Цель законопроекта – выделение репозитарной деятельности в отдельный вид лицензируемой деятельности.
Репозитарной деятельностью признаётся деятельность по сбору, фиксации, обработке и хранению данных о договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами, договорах другого вида, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта.
Законопроект направлен на развитие репозитарной деятельности, установление требований к такой деятельности и системе управления рисками репозитариев, а также на уточнение перечня сделок, информация о которых подлежит направлению в репозитарий, и перечня лиц, обязанных представлять такую информацию.
В настоящий момент в соответствии с пунктом 6 статьи 515 Федерального закона от 22 апреля 1996 года №39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» функции репозитария может выполнять саморегулируемая организация профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговая организация или биржа. Этот вид деятельности не подлежит лицензированию. В то же время в соответствии с международными рекомендациями деятельность репозитария признаётся самостоятельным направлением инфраструктурных услуг.
Согласно действующему законодательству в репозитарий должна направляться информация о заключённых на условиях генерального соглашения (единого договора) внебиржевых договорах репо, договорах, являющихся производными финансовыми инструментами (ПФИ), а также о других договорах, предусмотренных нормативными актами Банка России, объектом которых являются ценные бумаги, драгоценные металлы и (или) иностранная валюта. Таким образом, информация о внебиржевых сделках, заключённых не в рамках генерального соглашения (единого договора), в репозитарий не предоставляется.
Исходя из основополагающей функции репозитария – сбора информации от участников финансового рынка с целью предоставления регулятору на финансовом рынке возможности располагать достоверным объёмом данных для принятия решений в области обеспечения финансовой стабильности, законопроектом предлагается изменить круг договоров, информация о которых подлежит направлению в репозитарий.
Учитывая системную значимость рынков ПФИ и репо для стабильности российского финансового рынка, законопроектом устанавливается обязанность финансовых организаций направлять в репозитарий информацию по всем заключённым не на организованных торгах сделкам репо и ПФИ (заключённым как в соответствии с генеральным соглашением (единым договором), так и без него).
Обязанность по предоставлению информации о вышеперечисленных внебиржевых договорах возлагается на организации, указанные в нормативном акте Банка России (кредитные организации, брокеров, дилеров, управляющих, депозитариев, регистраторов и т.д.).
Законопроектом также предусмотрена обязанность репозитария представлять данные из реестра договоров в агрегированном виде всем заинтересованным лицам.
Перечень информации, подлежащей раскрытию репозитарием всем заинтересованным в этом лицам независимо от целей получения такой информации путём её размещения на официальном сайте репозитария, устанавливается Банком России.
Законопроект будет
рассмотрен на заседании Правительства.