Законопроект направлен на устранение коллизии законодательства при исполнении инкассовых поручений таможенных органов и на минимизацию потерь федерального бюджета при уплате задолженности по таможенным пошлинам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам.
Проект федерального закона «О внесении изменения в статью 855 Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее – законопроект) внесен ФТС России.
Абзацем четвёртым пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что при недостаточности денежных средств на счёте плательщика для удовлетворения всех предъявленных к нему требований денежные средства по платёжным документам, предусматривающим перечисление или выдачу денежных средств для расчётов по оплате труда с лицами, работающими по трудовому договору (контракту), поручениям налоговых органов на списание и перечисление задолженности по уплате налогов и сборов в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации, а также поручениям органов контроля за уплатой страховых взносов на списание и перечисление сумм страховых взносов в бюджеты государственных внебюджетных фондов, списываются в третью очередь.
В соответствии со статьёй 34 Налогового кодекса Российской Федерации таможенные органы пользуются правами и несут обязанности налоговых органов по взиманию налогов при перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством Российской Федерации о таможенном деле, Налоговым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами.
Таким образом, инкассовые поручения (распоряжения) таможенных органов подлежат исполнению в части налогов в третью очередь.
В то же время согласно положениям статьи 51 Бюджетного кодекса Российской Федерации таможенные пошлины относятся к неналоговым доходам федерального бюджета, и, следовательно, инкассовые поручения (распоряжения) таможенных органов на списание денежных средств с банковских счетов плательщика в счёт уплаты задолженности по таможенным пошлинам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам (далее – инкассовые поручения таможенных органов) подлежат исполнению в четвёртую очередь.
В этой связи предлагается внести изменения в абзац четвёртый пункта 2 статьи 855 Гражданского кодекса, включив инкассовые поручения таможенных органов в третью очередь списания денежных средств при недостаточности денежных средств на счёте для удовлетворения всех предъявленных к плательщику требований.
Законопроект направлен на устранение коллизии законодательства при исполнении инкассовых поручений таможенных органов и на минимизацию потерь федерального бюджета при уплате задолженности по таможенным пошлинам, специальным, антидемпинговым, компенсационным пошлинам.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.