Позволит повысить гарантии обеспечения законных прав при проведении органами прокуратуры Российской Федерации проверок органов (организаций).
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О прокуратуре Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минюстом в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 февраля 2015 года №2-П (далее – Постановление) по делу о проверке конституционности положений пункта 1 статьи 6, пункта 2 статьи 21 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в связи с жалобами межрегиональной ассоциации правозащитных общественных объединений «Агора», межрегиональной общественной организации «Правозащитный центр “Мемориал”», международной общественной организации «Международное историко-просветительское, благотворительное и правозащитное общество “Мемориал”», региональной общественной благотворительной организации помощи беженцам и вынужденным переселенцам «Гражданское содействие», автономной некоммерческой организации правовых, информационных и экспертных услуг «Забайкальский правозащитный центр», регионального общественного фонда «Международный стандарт» в Республике Башкортостан и гражданки С.А.Ганнушкиной.
Конституционный Суд постановил признать взаимосвязанные положения пункта 1 статьи 6 и пункта 1 статьи 22 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» не соответствующими Конституции Российской Федерации, её статьям 18, 19 (части 1 и 2) , 46 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой эти положения – в нарушение требования формальной определённости закона – не устанавливают общие (предельные) сроки проведения органами прокуратуры проверки исполнения законов некоммерческими организациями, а также, предусматривая безусловное исполнение требований прокурора, вытекающих из его полномочий по проведению проверки исполнения законов, в установленный срок, нарушение которого в системе действующего правового регулирования предполагает наступление административной ответственности, не регламентируют конкретные сроки исполнения таких требований.
Руководствуясь требованиями Конституции Российской Федерации и основанными на них правовыми позициями Конституционного Суда Российской Федерации, федеральному законодателю надлежало внести в правовое регулирование отношений, связанных с осуществлением органами прокуратуры надзора за исполнением законов, соответствующие изменения. В том числе определить предельные сроки проведения проверочных мероприятий и сроки исполнения проверяемыми организациями требований прокурора, вытекающих из его полномочий, о представлении необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений.
В связи с этим был разработан данный законопроект.
Законопроектом предлагается внести изменения в ряд положений Федерального закона от 17 января 1992 года №2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», направленные на установление сроков проведения органами прокуратуры проверочных мероприятий, а также сроков исполнения проверяемыми органами (организациями) требований прокурора о представлении необходимых документов, материалов, статистической и другой информации.
В целях выполнения требования Конституционного Суда о ясности и определённости права, установления единых подходов к регламентации требований прокурора, вытекающих из его полномочий, предполагается, что вводимые законопроектом сроки предоставления информации и проведения проверочных мероприятий будут действовать не только в отношении некоммерческих организаций, как это следует из Постановления, но и в отношении всех поднадзорных органов и организаций, перечисленных в пункте 1 статьи 21 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации».
Принятие федерального закона позволит повысить гарантии обеспечения законных прав при проведении органами прокуратуры Российской Федерации проверок органов (организаций).
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.