В соответствии с «антикризисным» планом Правительства. Законопроект позволит Правительству, учитывая изменения в экономической конъюнктуре в стране, своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 19 Федерального закона “О защите конкуренции” и Федеральный закон “О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации”» (далее – законопроект) подготовлен Минэкономразвития в целях реализации пункта 23 плана первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в 2015 году (утверждён распоряжением Правительства от 27 января 2015 года №98-р, далее – план первоочередных мероприятий).
В 2008 году вступил в силу Федеральный закон от 24 июля 2007 года №209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон).
Федеральным законом установлены критерии отнесения субъектов хозяйственной деятельности к числу микро-, малых и средних предприятий.
В соответствии с этим критерием юридическое лицо признаётся субъектом малого или среднего предпринимательства (далее – МСП) при его соответствии установленным значениям по размеру выручки от реализации товаров (работ, услуг) и средней численности работников только в том случае, если:
- суммарная доля участия Российской Федерации, субъектов Федерации, благотворительных и других фондов, иностранных юридических лиц в уставном (складочном) капитале юридического лица не превышает 25%;
- доля участия в уставном (складочном) капитале юридического лица, принадлежащая другим юридическим лицам, не являющимся субъектами МСП, не превышает 25%.
В настоящий момент на территории страны инициирован ряд крупных инвестиционных проектов с участием российских и иностранных инвесторов. Развиваются формы коллективного инвестирования в инновационные проекты. Реализация инвестиционных или инновационных проектов предполагает учреждение совместных предприятий либо вложение ресурсов в уставный (складочный) капитал действующих предприятий. В то же время при превышении требования к структуре уставного (складочного) капитала такие предприятия теряют статус субъекта МСП и, следовательно, не могут пользоваться предусмотренными в отношении субъектов МСП преференциями, а также принимать участие в реализуемых программах поддержки.
Законопроект, в частности, предусматривает исключение положения о периодичности установления Правительством предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для отнесения к категории субъектов малого и среднего предпринимательства.
Законопроект также предполагает снятие ограничения по участию юридических лиц в уставном (складочном) капитале (паевом фонде) малых и средних предприятий, получивших статус участников проекта по проведению исследований, разработок, и коммерциализации их результатов в соответствии с Федеральным законом от 28 сентября 2010 года №244-ФЗ «Об инновационном центре “Сколково”».
Кроме того, законопроект предусматривает увеличение предельной доли участия российских и иностранных юридических лиц в уставном капитале малых и средних предприятий с 25 до 49%.
По состоянию на 1 января 2014 года в России зарегистрировано 45 719 юридических лиц, суммарная доля в уставном (складочном) капитале которых составляет от 25 до 49% и принадлежит иным юридическим лицам – российским организациям, и 4804 юридических лица – иностранным организациям. На 1 ноября 2014 года количество организаций – резидентов инновационного центра «Сколково» составляет 1052 единицы.
Принятие законопроекта позволит Правительству России своевременно принимать решения в отношении предельных значений выручки от реализации товаров (работ, услуг) для каждой категории субъектов малого и среднего предпринимательства в целях учёта изменений в экономической конъюнктуре в стране.
Вносимые изменения также позволят развивать формы коллективного инвестирования в инновационные проекты в рамках инновационного центра «Сколково».
Принятие законопроекта не потребует дополнительных расходов из федерального бюджета.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.