Проект федерального закона «О внесении изменений в статью 15 Федерального закона “Об уничтожении химического оружия“» (далее – законопроект) подготовлен в целях приведения Федерального закона от 2 мая 1997 года №76-ФЗ «Об уничтожении химического оружия» (далее – Федеральный закон №76-ФЗ) в соответствие с российским законодательством в части исключения положений о территориальных службах гражданской обороны. Законопроект разработан на основании предложений Минюста России по результатам проведённого в 2012 году мониторинга правоприменения в России.
В соответствии с Федеральным законом от 22 августа 2004 года №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации"“ и “Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации“» из Федерального закона от 12 февраля 1998 года №28-ФЗ «О гражданской обороне» исключены положения о создании служб гражданской обороны.
В связи с этим предусмотренная Федеральным законом №76-ФЗ деятельность территориальных служб гражданской обороны не осуществляется.
В соответствии с Положением о Министерстве Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (далее – Положение), МЧС России – федеральный орган исполнительной власти, выполняющий функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию, по надзору и контролю в области гражданской обороны. МЧС осуществляет свою деятельность непосредственно и через входящие в его систему территориальные органы, специально уполномоченные решать задачи гражданской обороны.
В соответствии с Положением о Единой государственной системе предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (утверждено постановлением Правительства от 30 декабря 2003 года №794, далее – Положение о Единой системе) на каждом уровне единой системы создаются координационные органы.
Согласно пункту 7 Положения о Единой системе, координационный орган на региональном уровне (в пределах территории субъекта Федерации) – комиссия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъекта Федерации.
В этой связи в абзаце шестом части первой статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ указанные «территориальные службы гражданской обороны» заменяются на соответствующие территориальные органы МЧС России и комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности органа исполнительной власти субъектов Федерации.
В соответствии с подпунктом 5 пункта 7 Положения одна из основных задач МЧС России – организация и ведение гражданской обороны, экстренное реагирование при чрезвычайных ситуациях, защита населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и пожаров, обеспечение безопасности людей на водных объектах.
В связи с этим исключение в абзаце восьмом части первой статьи 15 Федерального закона №76-ФЗ слов «территориальными службами гражданской обороны» не означает исключение сил и средств МЧС России, так как они входят в состав сил и средств экстренного реагирования, указанных в этом абзаце.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.