Позволит выполнить Постановление Конституционного Суда о необходимости устранения неопределенности в вопросах оборота холодного оружия, в том числе имеющего культурную ценность.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оружии" и статью 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием правил оборота оружия, имеющего культурную ценность» разработан в целях реализации Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 17 июня 2014 года №18-П «По делу "О проверке конституционности части четвёртой статьи 222 Уголовного кодекса Российской Федерации и статей 1, 3, 6, 8, 13 и 20 Федерального закона "Об оружии" в связи с жалобой гражданки Н.В. Урюпиной"» (далее, соответственно – законопроект и Постановление №18-П).
Согласно пункту 2 Постановления №18-П Конституционный Суд Российской Федерации признал положение части четвертой статьи 222 Уголовного кодекса (далее – УК), предусматривающее уголовную ответственность за незаконный сбыт холодного оружия, не соответствующим Конституции, её статьям 19 (часть 1), 35 (части 1 и 2) и 55 (часть 3), в той мере, в какой – в системе сохраняющего неопределенность правового регулирования оборота холодного оружия, имеющего культурную ценность, приводящую к его произвольному истолкованию и применению – это законоположение не предполагает возможность учета специфики использования такого оружия и не позволяет лицу, желающему реализовать его как предмет, имеющий культурную ценность, осознавать общественно опасный и противоправный характер своих действий, а также предвидеть их уголовно-правовые последствия.
В связи с этим законопроектом уточняются правила оборота старинного (антикварного) оружия, а также холодного оружия, имеющего культурную ценность, в том числе, связанные с его приобретением и продажей.
Законопроектом предлагается определить, что приобретение старинного (антикварного) оружия, копий старинного (антикварного) оружия, реплик старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность, спортивного и охотничьего холодного клинкового оружия не подлежит лицензированию и регистрации в органах внутренних дел.
Законопроектом предлагается установить, что государственная экспертиза оружия, имеющего культурную ценность, копий старинного (антикварного) оружия и реплик старинного (антикварного) оружия проводится в порядке, установленном Правительством.
Кроме того, учитывая предписания Постановления № 18-П и в целях защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия, предлагается в части пятой статьи 20.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотреть за нарушение правил коллекционирования или экспонирования оружия и патронов к нему дополнительный вид наказания – конфискацию оружия и патронов.
Таким образом, законопроектом предлагается конкретизировать правила оборота старинного (антикварного) оружия, в том числе холодного оружия, имеющего культурную ценность и исключить неопределенность правового регулирования оборота такого оружия, с учетом специфики его использования. За нарушение этих правил предлагается установить ответственность, соразмерную требованиям как обеспечения общественной безопасности, безопасности жизни и здоровья людей, так и защиты культурных ценностей и сохранения культурного наследия.
Принятие законопроекта позволит выполнить требование, содержащееся в Постановлении Конституционного Суда, о необходимости устранения неопределенности в вопросах оборота холодного оружия, в том числе имеющего культурную ценность.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.