Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части расширения перечня категорий несовершеннолетних, помещаемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел» разработан в целях определения правовых оснований помещения несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в центры временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел (далее – ЦВСНП).
В качестве мер профилактики в отношении несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых могут быть использованы возможности ЦВСНП, которые в соответствии с Федеральным законом от 24 июня 1999 года №120-ФЗ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» (далее – Федеральный закон №120-ФЗ) отнесены к субъектам системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних.
Вместе с тем правовые основания для помещения в ЦВСНП несовершеннолетних подозреваемых или обвиняемых в настоящее время не определены.
В связи с этим Уголовно-процессуальный кодекс (далее – УПК) предлагается дополнить новой статьёй 1071 («Помещение в центр временного содержания для несовершеннолетних правонарушителей органов внутренних дел») и внести соответствующие изменения, предусматривающие помещение в ЦВСНП в качестве меры пресечения в отношении несовершеннолетних, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений небольшой, средней тяжести или тяжких преступлений, за исключением преступлений, указанных в части пятой статьи 92 Уголовного кодекса (далее – УК), а также преступлений против половой неприкосновенности и половой свободы личности.
Положения законопроекта, предусматривающие возможность избрания в отношении несовершеннолетних указанной категории меры пресечения в виде помещения в ЦВСНП позволят сократить применение к ним такой меры пресечения, как заключение под стражу.
В соответствии с пунктом 1 статьи 22 Федерального закона №120-ФЗ ЦВСНП должен проводить индивидуальную профилактическую работу с несовершеннолетними. В целях установления правовых гарантий эффективности проведения такой работы ЦВСНП предлагается наделить полномочиями по проведению воспитательной, психодиагностической и психокоррекционной работы с подростками.
С учётом анализа судебной практики законопроектом предлагается установить минимальный возраст несовершеннолетних, с которого возможно их помещение в ЦВСНП, – по достижении возраста девять лет.
Законопроектом предусмотрено, что несовершеннолетние, помещённые по решению суда в ЦВСНП за совершение общественно опасного деяния до достижения возраста, с которого наступает уголовная ответственность за это деяние, а также административных правонарушений (подпункты 4–6 пункта 2 статьи 22 Федерального закона №120-ФЗ), могут содержаться в ЦВСНП в течение времени, необходимого для проведения с ними индивидуальной профилактической и воспитательной работы, но не более 30 суток.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.