В рамках «дорожной карты» «О совершенствовании оценочной деятельности». Законопроектом предлагается определить один вид экспертизы отчётов об оценке: на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"» (далее – законопроект) разработан в соответствии с пунктом 14 плана мероприятий («дорожной карты») «О совершенствовании оценочной деятельности» (утверждён распоряжением Правительства от 26 сентября 2013 года №1744-р).
Законопроект направлен на совершенствование экспертизы отчётов об оценке саморегулируемыми организациями оценщиков. Уточняются область применения такой экспертизы, виды экспертиз, повышается информационная открытость в этой сфере.
Федеральным законом «Об оценочной деятельности в Российской Федерации» (далее – Закон об оценке) предусмотрены два вида экспертиз:
- на соответствие требованиям законодательства Российской Федерации об оценочной деятельности, в том числе требованиям Закона об оценке, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности, и (или) стандартов и правил оценочной деятельности (нормативно-методическая экспертиза);
- на подтверждение стоимости объекта оценки.
В настоящее время Законом об оценке предусмотрена нормативно-методическая экспертиза отчётов об определении кадастровой стоимости и отчётов об оценке для оспаривания результатов определения кадастровой стоимости. Законодательством об акционерных обществах и о несостоятельности (банкротстве) в некоторых случаях в целях защиты имущественных государственных интересов и интересов оценщиков также предусмотрена экспертиза отчётов об оценке.
Вместе с тем опыт оценочной деятельности показал необходимость проведения одного вида экспертизы, включающего проверку отчёта об оценке как на соответствие установленным требованиям, так и на подтверждение стоимости. Это связано с тем, что результатом оценки является именно стоимость, определённая в отчёте об оценке, и проведение экспертизы на подтверждение стоимости направлено на защиту как государственных, так и частных интересов.
В связи с этим законопроектом предлагается определить один вид экспертизы отчётов об оценке: на соответствие установленным требованиям и на подтверждение стоимости.
Ввиду того что экспертиза на подтверждение стоимости более трудоёмка, чем нормативно-методическая экспертиза, и на её проведение требуется больше времени, законопроектом предусмотрено увеличить срок проведения экспертизы отчёта об определении кадастровой стоимости с 30 до 45 рабочих дней.
При оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, установленном Законом об оценке, помимо отчёта об оценке также требуется подготовка экспертного заключения на него. При этом плата за проведение экспертизы на подтверждение стоимости в большинстве случаев значительно превышает плату за проведение нормативно-методической экспертизы, которая устанавливается саморегулируемыми организациями самостоятельно.
В целях защиты интересов граждан законопроектом предлагается установить, что максимальная цена проведения экспертизы отчётов об оценке для целей оспаривания результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости, принадлежащих физическим лицам и предназначенных для проживания граждан, садоводства и огородничества, устанавливается уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Законопроектом также предлагается установить обязанность саморегулируемых организаций оценщиков раскрывать на своих официальных сайтах в сети Интернет информацию о цене, порядке проведения экспертизы отчётов и о её результатах. Кроме того, предлагается установить, что к исключительной компетенции коллегиального органа управления саморегулируемой организации оценщиков также относится утверждение цен проведения экспертизы отчётов.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.