В частности, предлагается установить, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключён на срок, не превышающий 49 лет. При этом минимальный срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен законами субъектов Российской Федерации только в отношении сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, в зависимости от их разрешённого использования.
Проект федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения"» разработан Минсельхозом России во исполнение поручения Правительства Российской Федерации от 18 августа 2011 года.
Законопроект направлен на уточнение отдельных положений Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», регулирующих отношения, возникающие при заключении договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения.
Так, пунктом 3 статьи 9 Федерального закона устанавливается, что договор аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения может быть заключён на срок, не превышающий 49 лет. При этом минимальный срок аренды земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения может быть установлен законами субъектов Российской Федерации только в отношении сельскохозяйственных угодий, передаваемых в аренду, в зависимости от их разрешённого использования.
В связи с тем, что Федеральным законом не оговорен минимальный срок аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, в субъектах Российской Федерации существует практика заключения договоров аренды таких земельных участков на срок менее одного года. При этом в соответствии с действующим законодательством договоры аренды, заключённые на срок менее одного года, не подлежат обязательной государственной регистрации.
Поскольку надзор за соблюдением требований земельного законодательства юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями осуществляется раз в три года, выявление и пресечение правонарушений, связанных в том числе с самовольным снятием, перемещением или уничтожением плодородного слоя почвы, порчей земель в результате нарушения правил обращения с пестицидами и агрохимикатами или иными опасными для здоровья людей и окружающей среды веществами, а также захламлением и загрязнением отходами производства и потребления земельных участков, переданных в аренду на срок менее одного года, практически невозможно.
Вместе с тем установление трёхлетнего минимального срока договора аренды для сельскохозяйственных угодий, используемых для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных, может стать барьером для использования таких сельскохозяйственных угодий, поскольку в силу природно-климатических факторов осуществление указанных видов деятельности возможно только в короткий временной период (как правило, от трёх до шести месяцев).
В этой связи законопроектом предлагается в пункте 3 статьи 9 Федерального закона установить минимальный срок договора аренды земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения, определив, что такой срок не может составлять менее трех лет, за исключением случаев, установленных Федеральным законом. Также указанный пункт предлагается дополнить положением, что для сенокошения и выпаса сельскохозяйственных животных договор аренды заключается на срок до трёх лет.
Законопроектом предлагается также внести изменения в пункт 51 статьи 10 Федерального закона, направленные на увеличение срока подачи заявления о заключении договора купли-продажи или договора аренды земельного участка, находящегося в муниципальной собственности и выделенного в счёт земельных долей, находящихся в муниципальной собственности, сельскохозяйственной организацией или крестьянским (фермерским) хозяйством, использующим такой земельный участок, с трёх до шести месяцев.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.