Законопроект «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части совершенствования порядка регистрации и снятия с регистрационного учёта по месту жительства граждан Российской Федерации, осуждённых к лишению свободы или принудительным работам» разработан Минюстом.
В соответствии с Законом «О праве граждан Российской Федерации на свободу передвижения, выбор места пребывания и жительства в пределах Российской Федерации» (далее – Закон) осуждённого гражданина регистрируют по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, после его снятия с регистрационного учёта по месту жительства (статья 3). При этом в соответствии со статьёй 7 Закона снятие гражданина с регистрационного учёта по месту жительства в связи с осуждением к лишению свободы или принудительным работам производится органом регистрационного учёта на основании вступившего в законную силу приговора суда.
Вместе с тем на практике снятие с регистрационного учёта по месту жительства осуждённого к лишению свободы или принудительным работам производится в заявительном порядке.
В целях приведения законодательства в соответствие со сложившейся правоприменительной практикой законопроектом предлагается установить, что регистрация российских граждан по месту пребывания в учреждении уголовно-исполнительной системы, исполняющем наказание в виде лишения свободы или принудительных работ, будет производиться без снятия такого гражданина с регистрационного учёта по месту жительства.
Кроме того, законопроектом вносятся изменения в статью 5 Закона, согласно которым информация о регистрации и снятии граждан России с регистрационного учёта по месту пребывания будет предоставляться администрацией учреждения уголовно-исполнительной системы в течение семи рабочих дней, а не в течение суток, как установлено действующей редакцией указанной статьи.
Внесение предлагаемых изменений обусловлено тем, что при поступлении осуждённого в исправительное учреждение он подлежит содержанию в карантинном отделении и в соответствии с ведомственными нормативными правовыми актами Минюста и ФСИН России администрация учреждения должна выполнить ряд первоочередных мероприятий. В частности, производится сверка данных, указанных в приговоре суда, с другими документами личного дела, формируются учётно-регистрационные документы, готовятся уведомления об исполнении приговора в суд и информационные центры органов внутренних дел.
В ряде случаев исправительные учреждения находятся на значительном расстоянии от места расположения территориального подразделения ФМС России, что не позволяет оперативно предоставить информацию о регистрации и снятии гражданина с регистрационного учёта по месту пребывания.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.