В рамках плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним». Предусматривается проведение комплекса кадастровых работ. Принятие законопроекта приведёт к повышению гарантий прав правообладателей объектов недвижимости, привлечению инвестиций, снижению риска ведения бизнеса на предоставленных земельных участках, в том числе для строительства, повышению эффективности управления территорией и распоряжения земельными ресурсами, расширению налоговой базы органов местного самоуправления, вовлечению объектов недвижимости в гражданский оборот.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав на недвижимое имущество» (далее – законопроект) разработан во исполнение поручений Президента и Правительства России, а также пунктов 21.1.1, 21.2.1, 21.3.1, 21.4 и плана мероприятий («дорожной карты») «Повышение качества государственных услуг в сфере государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», утверждённого распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2012 года №2236-р.
Целью законопроекта является установление правовых механизмов определения и внесения в государственный кадастр недвижимости установленных в соответствии с требованиями законодательства сведений о границах земельных участков и местоположении зданий, сооружений, объектов незавершенного строительства на них.
Законопроектом предусматривается проведение комплекса работ по уточнению границ учтённых земельных участков, при необходимости образование земельных участков и их постановка на государственный кадастровый учёт (например, земельные участки, занятые многоквартирными домами), определение местоположения на земельных участках зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства, сведения о которых внесены в государственный кадастр недвижимости (далее – комплексные кадастровые работы). Одним из условий проведения комплексных кадастровых работ является наличие утверждённого проекта межевания соответствующей территории.
Отсутствие сведений о границах земельных участков или наличие в государственном кадастре недвижимости сведений о границах земельных участков, не соответствующих требованиям, установленным законодательством, отсутствие сведений о местоположений зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства на земельных участках:
- не позволяет Российской Федерации, субъектам Федерации, муниципальным образованиям осуществлять рациональное и качественное управление и распоряжение земельными ресурсами;
- увеличивает риски приобретателей прав на объекты недвижимости;
- снижает инвестиционную привлекательность территорий и объектов жилищного и иного строительства;
- приводит к потере поступлений в бюджет органов местного самоуправления доходов от земельного налога.
Законопроектом предлагается установить порядок и бюджетное финансирование проведения комплекса работ по уточнению границ земельных участков и определению местоположения зданий, сооружений, объектов незавершённого строительства на них. Такие комплексные работы планируется проводить в отношении указанных объектов недвижимости, расположенных в одном или нескольких смежных кадастровых кварталах, в границах различных территорий – населённых пунктов, в том числе садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан, земель сельскохозяйственного назначения, иных территорий.
Согласно законопроекту в качестве заказчиков проведения комплексных кадастровых работ предусматриваются уполномоченные органы местного самоуправления.
Также законопроектом предусмотрено исключение с 1 января 2018 года из законодательства положений, предусматривающих возможность распоряжения земельными участками, в отношении которых в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о местоположении границ, соответствующие требованиям, установленным Федеральным законом от 24 июля 2007 года №221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости».
Принятие законопроекта приведёт к повышению гарантий прав правообладателей объектов недвижимости, привлечению инвестиций, снижению риска ведения бизнеса на предоставленных земельных участках, в том числе для строительства, повышению эффективности управления территорией и распоряжения земельными ресурсами, расширению налоговой базы органов местного самоуправления, вовлечению объектов недвижимости в гражданский оборот.
Реализация соответствующего федерального закона потребует финансовых затрат из средств консолидированного бюджета.
Предполагается, что с принятием законопроекта финансирование проведения комплексных работ будет осуществляться как из собственных средств бюджетов субъектов Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов, так и из средств, направляемых в бюджеты субъектов Федерации в виде субсидий из федерального бюджета. Соответствующие расходы будут включаться в проекты федерального бюджета, бюджетов субъектов Федерации и (или) бюджетов муниципальных районов, городских округов на соответствующий год и плановый период.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.