Распоряжение от 30 марта 2017 года №570-р. Законопроект направлен на регулирование деятельности некоммерческой организации «Фонд защиты прав граждан – участников долевого строительства». Предлагается, в частности, установить, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд рассчитывается в соответствии с единой методикой, которая будет утверждаться Правительством России. Размер таких отчислений не должен превышать предельный процент от цены договора участия в долевом строительстве. Предлагается также обязать застройщика уплачивать взносы в компенсационный фонд до государственной регистрации каждого договора участия в долевом строительстве.
Документ
-
Распоряжение от 30 марта 2017 года №570-р
Проект
федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон “Об участии в долевом
строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении
изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации” и отдельные законодательные
акты Российской Федерации» (далее – законопроект) подготовлен Минстроем во исполнение перечня
поручений Президента России по итогам совещания с членами Правительства 1
февраля 2017 года (пункт 1).
Постановлением Правительства от 7 декабря 2016 года №1310 «О защите прав граждан – участников долевого строительства» в целях защиты прав, законных интересов и имущества участников долевого строительства, обязательства перед которыми не исполняются застройщиками, создана некоммерческая организации в организационно-правовой форме фонда (далее – Фонд).
Законопроектом предлагается внести изменения в федеральные законы: "Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон о долевом строительстве), "О несостоятельности (банкротстве)" (далее - Закон о банкротстве), "О взаимном страховании", "О государственной регистрации недвижимости" и в Градостроительный кодекс.
Вносимыми изменениями, в частности, предлагается закрепить за Фондом функции по:
- формированию
компенсационного фонда долевого строительства за счёт обязательных отчислений (взносов)
застройщиков, привлекающих денежные средства участников долевого строительства
для строительства многоквартирных домов и (или) жилых домов блокированной
застройки, состоящих из трёх
и более блоков (далее –
многоквартирные дома), представивших договор участия в долевом строительстве с
первым участником долевого строительства на государственную регистрацию после
вступления в силу федерального закона (далее – компенсационный фонд);
- учёту поступивших обязательных
отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд и взаимодействию с
органом регистрации прав в целях обеспечения контроля за исполнением
застройщиком обязанности по уплате обязательных отчислений (взносов);
- выплате
за счёт средств
компенсационного фонда возмещения участникам долевого строительства по
договорам участия в долевом строительстве, предусматривающим передачу жилых
помещений, в случае если застройщик признан арбитражным судом банкротом и
застройщиком уплачены обязательные отчисления (взносы) в компенсационный фонд;
- предоставлению
за счёт средств
компенсационного фонда займа, в том числе беспроцентного, или пожертвования
созданному в соответствии с Законом о банкротстве жилищно-строительному
кооперативу или другому потребительскому кооперативу либо предоставлению займа застройщику, который
будет приобретателем в соответствии со статьёй 20115-1 Закона о банкротстве, для
завершения строительства многоквартирного дома и исполнения обязательств по
передаче жилых помещений в этом доме участникам долевого строительства.
Законопроектом предлагается установить, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд рассчитывается в соответствии с единой методикой, которая будет утверждаться Правительством России. Методика должна предусматривать величину базовой ставки, которая повышается в зависимости от определяемой в соответствии с такой методикой способности застройщика исполнять принятые на себя обязательства (кредитоспособность, финансовая устойчивость). Предусматривается, что базовая ставка может изменяться не чаще одного раза в год по предложению высшего коллегиального органа Фонда, в том числе в связи с прогнозируемой Фондом недостаточностью имущества, составляющего компенсационный фонд.
Кроме того, предусматривается, что размер обязательных отчислений (взносов) застройщиков в компенсационный фонд не должен превышать предельный процент от цены договора участия в долевом строительстве, устанавливаемый Правительством России.
Законопроектом также предлагается:
- исключить
обязанность застройщика страховать свою гражданскую ответственность за
неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по передаче жилого
помещения по договору участия в долевом строительстве либо получать
поручительство банка за исполнение застройщиком таких обязательств;
- обязать
застройщика уплачивать взносы в компенсационный фонд до государственной
регистрации каждого договора участия в долевом строительстве.
При этом предусматривается регистрация договора участия в долевом строительстве органами регистрации прав только после подтверждения Фондом уплаты взноса застройщиком в компенсационный фонд.
Законопроектом также предлагается внести изменения в Закон о банкротстве в части удовлетворения требований Фонда, которые перешли к нему в результате выплаты возмещения гражданам – участникам долевого строительства, в рамках дела о банкротстве застройщика.
Согласно переходным положениям законопроекта, если договор участия в долевом строительстве многоквартирного дома с первым участником долевого строительства заключён до вступления в силу настоящего федерального закона, к правоотношениям по привлечению денежных средств участников долевого строительства на строительство такого объекта недвижимости применяются положения Закона о долевом строительстве в редакции, действовавшей до вступления в силу федерального закона.
Предлагаемые законопроектом изменения позволят установить эффективный механизм защиты прав участников долевого строительства, повысят гарантии такой защиты.
Законопроект рассмотрен и одобрен на заседании Правительства Российской Федерации 23 марта 2017 года.