Законопроект уточняет цели создания и деятельности объединения или союза между политическими партиями и иными общественными объединениями, устанавливая, что единственной целью деятельности такого объединения может являться участие в выборах (в настоящее время – одной из целей).
Законопроект ограничивает размеры членских, а также вступительного взносов пределом максимально возможной суммы пожертвований от одного физического лица. Указанное нововведение повысит прозрачность финансирования политических партий.
Средства избирательного объединения могут формироваться в том числе и за счёт займов и кредитов. Вместе с тем после проведения выборов кредиты, предоставленные политическим партиям и используемые ими для формирования избирательных фондов, могут выплачиваться за счёт средств третьих лиц, что фактически является уклонением от исполнения требований пункта 5 статьи 58 Федерального закона №67-ФЗ. Кроме того, задолженности по выданным кредитам могут списываться кредиторами либо условия получения кредитов политическими партиями могут существенно отличаться от рыночных и использоваться для обхода требований, установленных для пожертвований политической партии.
В связи с изложенным законопроектом предлагается ограничить максимально возможную сумму кредита (займа), получаемого политической партией, пятикратным размером суммы ежегодных пожертвований от одного юридического или физического лица, соответственно 43 300 000 для юридического лица и 4 330 000 для физического лица.
Законопроект предусматривает сокращение срока размещения Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети общего пользования сводного финансового отчёта политической партии до одного месяца со дня окончания периода представления указанного отчёта, а также вводит аналогичную публикацию сведений о поступлении и расходовании средств политической партии и её региональных отделений в объёме, определяемом Центральной избирательной комиссией Российской Федерации. Предлагаемая норма направлена на повышение прозрачности финансирования политических партий.
Законопроектом вводится обязанность проведения обязательного аудита в отношении бухгалтерской (финансовой) отчётности политических партий в следующих случаях: получение государственного финансирования, получение в течение года пожертвований на сумму 60 и более миллионов рублей, осуществление расходов на сумму 60 и более миллионов рублей в течение календарного года.
Обязательному аудиту подлежат бухгалтерская (финансовая) отчётность организаций, сумма активов бухгалтерского баланса которых по состоянию на конец предшествовавшего отчётному года превышает 60 миллионов рублей.
Введение независимой профессиональной аудиторской проверки, осуществляемой на регулярной основе, будет способствовать совершенствованию действующей системы контроля за финансовой деятельностью политических партий.
Принятие законопроекта позволит обеспечить прозрачность финансирования политических партий.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.