Принятие законопроектов создаст правовую основу для улучшения положения матерей с детьми в местах лишения свободы. Предлагается, в частности, предоставить суду возможность отсрочить отбывание наказания не только на стадии исполнения приговора, но и на стадии его вынесения.
Проекты федеральных законов «О внесении изменений в статью 82 Уголовного кодекса Российской Федерации и Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации в части совершенствования института отсрочки отбывания наказания» (далее – законопроект 1) и «О внесении изменений в Уголовно-исполнительный кодекс Российской Федерации в целях защиты прав детей, родители которых отбывают наказание в виде лишения свободы» (далее – законопроект 2) подготовлены Минюстом России во исполнение решений Совета при Правительстве по вопросам попечительства в социальной сфере.
Частью 1 статьи 82 Уголовного кодекса Российской Федерации установлено, что осуждённым беременной женщине, женщине, имеющей ребёнка в возрасте до 14 лет, мужчине, имеющему ребёнка в возрасте до 14 лет и являющемуся единственным родителем, суд может отсрочить реальное отбывание наказания до достижения ребёнком 14-летнего возраста. Эта норма не распространяется на осуждённых к ограничению или к лишению свободы за преступления против несовершеннолетних, не достигших 14-летнего возраста, к лишению свободы на срок свыше пяти лет за тяжкие и особо тяжкие преступления и ряд других преступлений.
Законопроектом 1 предлагается предоставить суду возможность отсрочить отбывание наказания не только на стадии исполнения приговора, но и на стадии его вынесения. При этом на стадии вынесения приговора суд решает вопрос об отсрочке отбывания наказания без ходатайства лиц, указанных в действующей части 1 статьи 82 Уголовного кодекса.
Законопроектом 2 вносятся изменения в часть вторую статьи 76 Уголовно-исполнительного кодекса, которые обусловлены необходимостью соблюдения соответствующих условий содержания беременных женщин. В частности, предлагается установить, что перемещение осуждённых беременных женщин допускается только при наличии заключения врача о возможности перемещения, а при необходимости согласно такому заключению – в сопровождении медицинского работника.
Статью 89 Уголовно-исполнительного кодекса предлагается дополнить нормой, предусматривающей предоставление с учётом соблюдения определённых условий длительных свиданий некоторым категориям осуждённых, отбывающих наказание в облегчённых условиях в исправительных колониях общего режима. Аналогичным правом по решению начальника исправительной колонии общего режима наделяются также некоторые категории осуждённых, отбывающих наказание в обычных условиях в исправительных колониях общего режима.
Кроме того, предлагается предоставлять право на четыре краткосрочных выезда в год для свидания с ребёнком осуждённым женщинам, имеющим вне исправительной колонии ребёнка в возрасте до 14 лет или ребёнка-инвалида, осуждённым мужчинам, имеющим вне исправительной колонии ребёнка в возрасте до 14 лет или ребёнка-инвалида и являющимся единственным родителем. Такое право не будет распространяться на осуждённых за преступление в отношении несовершеннолетних. Соответствующие изменения вносятся в статью 97 Уголовно-исполнительного кодекса.
Также предлагается установить, что в целях успешной социальной адаптации осуждённым, отбывающим наказание в облегчённых условиях, по их заявлению на основании постановления начальника исправительной колонии за шесть месяцев до окончания срока наказания разрешается проживать и работать под надзором администрации исправительной колонии за пределами колонии, за исключением случаев, когда имеется мотивированное постановление начальника исправительной колонии об отказе в проживании и работе за её пределами. Принятие законопроектов создаст правовую основу для улучшения положения матерей с детьми в местах лишения свободы.
Законопроекты будут рассмотрены на заседании Правительства.