Законопроектом предлагается определить понятие «иностранные финансовые инструменты» для целей Федерального закона «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами». Принятие законопроекта будет способствовать снижению правовой неопределённости понятия «иностранный финансовый инструмент» в российском законодательстве и противодействию коррупции.
Проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части определения понятия "иностранные финансовые инструменты» (далее – законопроект) разработан Минфином России в соответствии с подпунктом «ф» пункта 2 Национального плана противодействия коррупции на 2014–2015 годы (утверждён Указом Президента России от 11 апреля 2014 года №226).
Разработка законопроекта предусмотрена подпрограммой «Эффективное функционирование финансовых рынков, банковской, страховой деятельности, схем инвестирования и защиты пенсионных накоплений» государственной программы «Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков» (утверждена постановлением Правительства от 15 апреля 2014 года №320).
Действующим законодательством (в том числе Трудовым кодексом, рядом федеральных законов и других нормативных актов) для определённой категории лиц устанавливается запрет на владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами. Вместе с тем понятие «иностранный финансовый инструмент» для целей этих нормативных актов в российском законодательстве не определено.
Законопроектом предлагается определить понятие «иностранные финансовые инструменты» для целей Федерального закона от 7 мая 2013 года №79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» (далее – Федеральный закон №79-ФЗ).
В связи с тем, что иностранные финансовые инструменты в основном размещаются и обращаются за пределами России, это понятие устанавливается с учётом международной практики определения финансовых инструментов, в том числе на основе международных стандартов.
Кроме того, предлагается установить, что запрет на владение и пользование иностранными финансовыми инструментами включает в себя прямое и косвенное (через третьих лиц) владение и пользование такими инструментами.
Законопроектом также вносятся дополнения в ряд федеральных законов, содержащих нормы о запрете для определённой категории лиц владеть и пользоваться иностранными финансовыми инструментами. Уточняется, что понятие «иностранные финансовые инструменты» используется в этих законах в значении, установленном Федеральным законом №79-ФЗ.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению правовой неопределённости понятия «иностранный финансовый инструмент» в российском законодательстве и противодействию коррупции.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.