Принятие законопроекта будет способствовать снижению вероятности утраты информации, подлежащей хранению и передаче кредитными организациями в Банк России. Это позволит сделать более прозрачной деятельность кредитных организаций, повысить сохранность активов ликвидируемых кредитных организаций.
Проект федерального закона «О внесении изменений в статьи 24 и 401 Федерального закона "О банках и банковской деятельности"» (далее – законопроект) внесён Минфином России.
В целях хранения информации об имуществе, обязательствах кредитной организации и их движении Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (далее – Федеральный закон) предусмотрена обязанность кредитных организаций отражать все проведенные ими операции и другие сделки в электронных базах данных, которые позволяют обеспечить хранение такой информации не менее чем пять лет и возможность доступа к ней по состоянию на каждый операционный день.
Федеральным законом также предусмотрено, что Банк России в случае возникновения у кредитной организации оснований для отзыва лицензии направляет в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение в Банк России резервных копий баз данных.
В практике применения этой нормы Федерального закона наблюдаются случаи неисполнения кредитными организациями такого требования Банка России, а также случаи непередачи бывшим руководством кредитных организаций электронных баз данных и их резервных копий временным администрациям по управлению кредитными организациями, у которых отозваны лицензии, и конкурсным управляющим (ликвидаторам) кредитных организаций.
В таких случаях проведение конкурсными управляющими (ликвидаторами) работы по поиску, выявлению и возврату активов ликвидируемых кредитных организаций зачастую затрудняется или представляется невозможным.
Кроме того, норма, определяющая, что Банк России направляет в кредитную организацию требование о создании и передаче на хранение резервных копий баз данных исключительно в случае возникновения оснований для отзыва лицензии на банковские операции, может быть причиной того, что получение кредитной организацией такого требования служит своего рода сигналом для действий, влекущих искажение или уничтожение информации, подлежащей отражению в электронных базах данных и их резервных копиях.
В связи с этим законопроектом предлагается расширить перечень оснований для направления Банком России предусмотренного Федеральным законом требования. В этот перечень предлагается включить:
- принятие решения о введении ограничения на осуществление кредитной организацией отдельных операций и (или) о введении запрета на отдельные банковские операции;
- введение запрета на привлечение во вклады денежных средств физических лиц и открытие банковских счетов физических лиц;
- возникновение оснований для реализации мер по предупреждению банкротства кредитной организации;
- принятие решения о направлении в кредитную организацию представителей Банка России и государственной корпорации «Агентство по страхованию вкладов» с целью проведения анализа финансового положения кредитной организации для определения целесообразности мер по предупреждению банкротства или урегулирования обязательств кредитной организации.
Кроме того, предусмотрена обязанность единоличного исполнительного органа кредитной организации при освобождении его от должности обеспечить передачу имущества, базы данных на электронных носителях и документов кредитной организации лицу из числа ее руководителей, а в случае отсутствия такого лица обеспечить сохранность и уведомить о принятых мерах Банк России.
Принятие законопроекта будет способствовать снижению вероятности утраты информации, подлежащей хранению и передаче кредитными организациями в Банк России. Это позволит сделать более прозрачной деятельность кредитных организаций, повысить сохранность активов ликвидируемых кредитных организаций.
Законопроект будет рассмотрен на заседании Правительства.