О ходе реализации приоритетного проекта «Доступное дополнительное образование для детей».
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
У нас сегодня президиум совета по стратегическому развитию с достаточно компактной повесткой дня.
Одна из тем, наиболее крупная, касается доступного дополнительного образования для детей. Цель – охватить внешкольными программами как можно больше детей в возрасте от 5 до 18 лет. В цифрах это приблизительно до 75% к 2020 году. Это реализация майского указа 2012 года.
Особенность дополнительного образования в том, что оно не является обязательным. Задача – сделать программы такого образования максимально разнообразными и интересными для юного поколения, чтобы дети хотели посещать различные кружки и секции, а не сидели во Всемирной паутине, в Сети, и никуда из дома не выходили. Именно такого рода кружки и секции в значительной степени определяют профессиональную ориентацию молодого человека.
Уже сегодня почти под 50 тысяч детей обучаются в технопарках «Кванториум» на постоянной основе. 400 тысяч – активные участники различных мероприятий и проектов, которые проходят в современных комплексах. К концу 2017 года 51 «Кванториум» был создан в 37 регионах.
Участники заседания
-
Список участников заседания президиума Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и приоритетным проектам, 29 марта 2018 года
Детские технопарки создаются не только на федеральные и региональные деньги, но и с привлечением средств компаний, государственных корпораций, что вполне нормально. Среди наставников детей много действующих специалистов. По сути, они знакомят с профессией, передают свой опыт и знания будущей кадровой элите. Как и договаривались в октябре, мы совершенствуем условия для привлечения практиков из реальных секторов экономики.
Мы повышаем квалификацию в целом всей системы дополнительного образования. Эту работу надо расширять. В законодательство уже внесены изменения, которые позволяют за счёт бюджетных средств поддерживать негосударственные организации. Помимо всего прочего, это создаёт здоровую конкурентную среду.
Экспертное сообщество высказывается за формирование пакета мер по развитию дополнительного образования в субъектах, а также организацию своего рода конкурса региональных систем дополнительного образования, что вполне нормально. Это может дать территориям новые стимулы для развития внешкольных программ.
За год активной работы в рамках проекта мы пришли к целому ряду решений, которые могут быть тиражированы. В частности, можно более эффективно использовать для дополнительного образования имеющуюся в стране инфраструктуру. Многие учебные организации работают лишь половину дня – это известный вопрос, который мы тоже с вами обсуждали, – а остальное время вообще не используется по назначению, то есть для учёбы, образования. Поэтому нужно радикально упростить взаимодействие между музыкальными и художественными школами, между вузами и колледжами, между вообще любыми образовательными организациями. Это позволит привлечь большее количество детей и не создавать дополнительных затрат по созданию новых зданий, новых сооружений для этих целей.
Среди других проблем – они носят локальный характер, потому что ситуация разная, как обычно, в нашем государстве, – есть проблемы недофинансированности, изношенности инфраструктуры, низкого уровня оснащения. Всё это не позволяет детям полноценно обучаться по программам дополнительного образования. Надо посмотреть, как улучшить эту ситуацию. Очевидно, что есть субъекты, где с этим совсем всё сложно (это целый ряд кавказских республик, Крым), поэтому нужно на них обратить пристальное внимание.