В целях повышения качества предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна по месту пребывания, в том числе в многофункциональных центрах предоставления государственных и муниципальных услуг (далее – МФЦ), внесены изменения в Кодекс об административных правонарушениях (Федеральный закон от 28 июля 2012 года №133-ФЗ), принят Федеральный закон от 21 декабря 2013 года №359-ФЗ «О внесении изменений в статью 263 Федерального закона “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации” и в Федеральный закон от 27 июля 2010 года №210-ФЗ “Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг”», которым установлены дополнительные правила по совершенствованию деятельности МФЦ. В соответствии с Федеральным законом от 21 июля 2014 года №249-ФЗ «О внесении изменений в статьи 50 и 56 Бюджетного кодекса Российской Федерации» распределяется доход, полученный от уплаты государственной пошлины за оказание государственных услуг в МФЦ, между бюджетами субъектов Российской Федерации и федеральным бюджетом, что позволяет компенсировать расходы субъектов Российской Федерации, связанные с предоставлением государственных услуг федеральных органов исполнительной власти на базе МФЦ.
В настоящее
время услуги по регистрации недвижимости, регистрации по месту жительства,
услуги в сфере миграционного учёта доступны в МФЦ практически на всей
территории Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 3 августа 2016 года №755 «О внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 27 сентября 2011 года №797» уточнён рекомендуемый перечень государственных услуг и муниципальных услуг, предоставление которых может быть организовано по принципу одного окна в МФЦ, а также в обязательный перечень включены услуги МВД России по выдаче общегражданских и заграничных паспортов, замене водительских удостоверений при истечении срока их действия или утрате, услуга ФНС России по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах. С учётом правоприменительной практики и позиции органов исполнительной власти субъектов Федерации о необходимости сохранения конфиденциальности из рекомендуемого перечня исключены услуги, связанные с процедурами опеки и попечительства.
Введено понятие и определены сроки разработки технологических схем предоставления государственных услуг, содержащих подробное описание требований, условий, процесса предоставления государственных услуг, основанных на нормативных правовых актах Российской Федерации, регулирующих предоставление государственных услуг, детализированные разъяснения, а также информацию о требуемом документационном и технологическом обеспечении процесса предоставления государственных услуг. Таким образом, обеспечивается единообразное предоставление государственных услуг в территориальных органах федеральных органов исполнительной власти, органах государственных внебюджетных фондов, в МФЦ.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 21 апреля 2016 года №747-р утверждён План мероприятий по дальнейшему развитию системы предоставления государственных и муниципальных услуг по принципу «одного окна» в МФЦ на 2016–2018 годы, направленный на дальнейшее расширение перечня предоставляемых в МФЦ государственных услуг, детализацию процесса предоставления государственных услуг (разработку технологических схем предоставления государственных услуг), создание МФЦ, ориентированных на предоставление государственных, муниципальных, иных услуг и сервисов субъектам предпринимательства, обеспечение безбумажного взаимодействия МФЦ с органами власти и органами государственных внебюджетных фондов в процессе предоставления государственных услуг, проведение мониторинга деятельности МФЦ с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, выездного мониторинга в субъектах Федерации, а также всероссийских форумов и конкурсов.
В целях оказания государственных и муниципальных услуг по принципу одного окна постановлением Правительства Российской Федерации от 17 февраля 2017 года №209 «О внесении изменений в Правила организации деятельности многофункциональных центров предоставления государственных и муниципальных услуг» предусмотрено оказание государственных и муниципальных услуг в МФЦ только работниками МФЦ, то есть исключается взаимодействие заявителя с сотрудниками органов, предоставляющих государственные и муниципальные услуги. Закрепляется положение о создании центров оказания услуг для бизнеса, которые могут создаваться в МФЦ путём создания дополнительных окон обслуживания юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В настоящее время в субъектах Федерации уже сложилась практика организации деятельности МФЦ для бизнеса. В 2016 году в 39 регионах реализован пилотный проект по созданию таких центров. В подавляющем большинстве случаев МФЦ для бизнеса созданы на базе действующих МФЦ (93%), в них предоставляются такие услуги, как разработка бизнес-планов, товарная и правовая экспертиза, оценка бизнеса и рисков, юридическое сопровождение, страхование имущества физических и юридических лиц, приём заявок на участие в конкурсном отборе на предоставление субсидий, на получение микрозаймов, и ряд других. Среднее количество обращений представителей бизнес-сообщества за получением одной государственной (муниципальной) услуги в 2016 году составило 1,97 раза, в то время как в 2012 году – 3,14 раза, в 2013 году – 2,86 раза, в 2014 году – 2,03 раза, в 2015 году – 1,83 раза.
По данным мониторинга развития сети МФЦ, по состоянию на 1 марта 2017 года на территории Российской Федерации было создано 2777 МФЦ, 10 214 территориально обособленных структурных подразделений, 312 офисов на базе привлекаемых организаций. В них по всей стране работают свыше 33 тыс. универсальных специалистов. Порядка 350 тыс. граждан Российской Федерации в день обращаются в МФЦ за получением консультаций и услуг. В 2016 году в МФЦ оказано более 60 млн услуг.
Показатель охвата населения системой одного окна, рассчитанный на основе методики, утверждённой протоколом заседания Правительственной комиссии по проведению административной реформы от 30 октября 2012 года №135, по состоянию на 1 марта 2017 года составил 96,6% от общей численности населения Российской Федерации.
Кроме того, проводится регулярное социологическое исследование, которое показало, что среднее время ожидания граждан в очереди для получения государственных (муниципальных) услуг последовательно сокращается. В 2012 году этот показатель составлял 55 минут, в 2013 году – 52 минуты, в 2014 году – 42 минуты, в 2015 году – 35,7 минуты, в 2016 году – 21,9 минуты. При этом 49,1% респондентов отметили, что потратили в очереди на сдачу документов для получения государственных и муниципальных услуг менее 15 минут. Как показывают результаты исследования, время ожидания в очереди в МФЦ меньше, чем в органах государственной власти и органах местного самоуправления, и оценено респондентами в 18,9 минуты.
Показатель времени ожидания граждан в очереди не более 15 минут решением Правительства Российской Федерации включён в административные регламенты предоставления наиболее массовых и социально значимых государственных услуг, предоставляемых федеральными органами исполнительной власти.
Значительное сокращение времени ожидания в очереди может быть обеспечено в полном объёме за счёт успешной реализации проектов по созданию МФЦ и по переводу государственных услуг в электронный вид, а также за счёт реализации комплекса мер по отдельным государственным услугам.
Для софинансирования расходов органов государственной власти субъектов Российской Федерации на создание сети МФЦ Правительством Российской Федерации в 2014–2015 годах выделены ассигнования в размере 5,7 млрд рублей.
Уровень удовлетворённости граждан Российской Федерации качеством предоставления государственных и муниципальных услуг в 2016 году составил 82,9%.
При плановом значении в 2016 году показателя доли граждан, использующих механизм получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, 50%, по данным Росстата, его фактическое значение составило 51,3%.
В 2016 году количество граждан, использующих механизм
получения государственных и муниципальных услуг в электронной форме, составило 31,7
млн человек, что на 56% больше, чем в 2015 году (20,2 млн человек в 2015 году,
11,5 млн человек в 2014 году).
Через Единый портал государственных и муниципальных услуг (функций) (далее – Единый портал) и мобильное приложение за 2016 год было подано 380 млн заявок на оказание государственных и муниципальных услуг. При этом общее число услуг, оказанных гражданам через электронные сервисы взаимодействия (Единый портал, порталы услуг субъектов Федерации, официальные сайты ведомств), составило более 600 млн за год.
На текущий момент на Едином портале реализована возможность получения 338 федеральных государственных услуг из 766 предоставляемых федеральными органами исполнительной власти.
На Едином портале реализована возможность электронной оплаты: налоговых задолженностей, обязанностей по исполнительным производствам, штрафов за нарушение правил дорожного движения, госпошлин за получение паспортов и отдельных услуг ЖКХ. Сумма электронных платежей через Единый портал за 2016 год составила 8,1 млрд рублей, что почти втрое превышает общую сумму платежей за 2015 год (2,9 млрд рублей).
Успешно реализован проект по созданию единой концепции и визуально-коммуникационной политики в части популяризации преимуществ получения государственных и муниципальных услуг в электронном виде. Это позволило создать единый для всей страны доступный и узнаваемый фирменный стиль «Госуслуги», а также отказаться от дополнительных расходов на подобные работы органам власти и субъектам Федерации. Проведены маркетинговые кампании федерального уровня в информационно-телекоммуникационной сети Интернет с совокупным информационным охватом более чем 60 млн граждан.
Единый портал получил новый, отвечающий современным тенденциям развития интернет-отрасли пользовательский интерфейс для граждан и бизнеса, существенно упрощающий поиск, получение и контроль результатов оказания государственных услуг. Пользователям предложен персональный личный кабинет, услуги по жизненным ситуациям, сервисы помощи и поддержки, возможности онлайн-оплаты, а также полностью адаптированная под специфику мобильного использования версия портала. Для пользователей мобильных устройств под управлением операционных систем iOS, Android и Windows создано мобильное приложение «Госуслуги», устойчиво находящееся вверху списка рекомендуемых магазинами приложений и имеющее устойчивую оценку пользователями 4,5 из 5 возможных.
Количество пользователей Единой системы идентификации и аутентификации (далее – ЕСИА) за 2016 год выросло с 22 млн до 40 млн человек. Количество посещений Единого портала в декабре 2015 года составило 11,8 млн, в декабре 2016 года – 29,2 млн.
В 2016 году реализован комплекс мероприятий по развитию системы межведомственного электронного взаимодействия (далее – СМЭВ). Число транзакций в СМЭВ ежегодно растёт и в 2016 году составило 9,7 млрд (2013 год – 1,6 млрд, 2014 год – 4,3 млрд, 2015 год – 7,4 млрд). Одобрены требования к качеству функционирования информационных систем, используемых при предоставлении государственных и муниципальных услуг в электронной форме, направленных на установление допустимого уровня ошибок сервисов не выше 1% от общего количества обращений.
С целью роста доступности государственных и муниципальных услуг успешно реализован проект «Открытая платформа госуслуг», обеспечивающий возможность их предоставления в виде сервисных виджетов за пределами Единого портала, что позволяет предоставлять федеральные услуги на региональных порталах, сайтах органов власти, а также на сайтах коммерческих компаний. В настоящий момент 15 регионов подключены к указанной платформе.
В 2016 году проведены работы по проекту «Мультирегиональность ЕПГУ», что позволило предоставить 10 субъектам Федерации все сервисы и возможности Единого портала для предоставления жителям их регионов «единого электронного окна» получения всех видов государственных и муниципальных услуг в электронном виде.
С учётом необходимости достижения в 2017 году значения показателя доли граждан, пользующихся государственными и муниципальными услугами в электронном виде, – 60% запланировано продолжить работу по всем указанным выше направлениям, а также существенно увеличить число подключённых к проекту «Мультирегиональность ЕПГУ» регионов, для чего в настоящий момент осуществляется подписание соответствующих соглашений с субъектами Федерации.
Правительством Российской Федерации приняты меры по
совершенствованию системы государственного управления, в том числе по
открытости деятельности федеральных органов исполнительной власти.
Утверждена Концепция открытости федеральных органов исполнительной власти (распоряжение Правительства Российской Федерации от 30 января 2014 года №93-р) и правила раскрытия федеральными органами исполнительной власти информации о подготовке проектов нормативных правовых актов и результатах их общественного обсуждения (постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2012 года №851), согласно которым срок общественного обсуждения не может составлять менее 15 дней, а для некоторых категорий нормативных правовых актов срок общественного обсуждения не может составлять менее 60 дней.
Принят Федеральный закон от 7 июня 2013 года №113-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам обеспечения информационной открытости саморегулируемых организаций».
Приняты изменения в законодательство Российской Федерации, направленные на развитие на региональном уровне оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов. Федеральным законом от 30 декабря 2015 года №447-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы нормативных правовых актов» предусмотрено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия проектов муниципальных нормативных правовых актов и экспертизы муниципальных нормативных правовых актов городских округов, являющихся административными центрами субъектов Федерации, а также городских округов и муниципальных районов, включённых субъектами Федерации в соответствующие перечни.
На постоянной основе осуществляется мониторинг и контроль функционирования института оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов на региональном и муниципальном уровнях, согласно которому во всех субъектах Российской Федерации закреплено обязательное проведение оценки регулирующего воздействия проектов нормативных правовых актов и экспертизы действующих нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, определены уполномоченные органы в соответствующих сферах, обеспечено проведение всех необходимых процедур на систематической основе.
Экспертной рабочей группой федерального уровня в соответствии с Правилами рассмотрения общественных инициатив, направленных гражданами Российской Федерации с использованием интернет-ресурса «Российская общественная инициатива», утверждёнными Указом Президента Российской Федерации от 4 марта 2013 года №183, в период с 2013 по 2016 год было рассмотрено 12 общественных инициатив, получивших в ходе голосования необходимую поддержку.
В 2014 году
введён в эксплуатацию портал открытых данных Российской Федерации
(http://data.gov.ru), на котором размещаются документированные наборы данных
государственных органов власти и органов местного самоуправления, ссылки и
метаданные опубликованных наборов данных, информация о созданных на основе
открытых данных программных продуктах и информационных услугах.
В настоящее
время на портале открытых данных Российской Федерации размещено более 12 тыс.
наборов данных, в том числе 4,5 тыс. – федеральных органов исполнительной власти.
За 2016 год более чем в два раза увеличилось количество наборов данных, размещённых
субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправлениями, – до 8
тыс. Количество наборов открытых данных, размещённых на портале открытых данных
Российской Федерации в перспективных форматах (JSON, RDF), увеличилось с 25 до
922. При этом общее число размещённых наборов открытых данных в сети Интернет
превысило 15,5 тыс. До 1200 возросло
количество приложений, в том числе мобильных, созданных независимыми
разработчиками на основе открытых данных. С 2013 года по настоящее время было
проведено 60 конкурсов и иных публичных мероприятий по тематике открытых
данных. В 2016 году по поручению Правительственной комиссии по координации
деятельности Открытого правительства был проведён второй Всероссийский конкурс
«Открытые данные Российской Федерации», в котором приняли участие более 350
участников
из 13 субъектов Российской Федерации. В рамках конкурса было заявлено
130 проектов по созданию приложений и сервисов на открытых данных.
57 финалистов конкурса продолжают развитие своих проектов после завершения конкурса
при поддержке институтов развития и отраслевых НКО.
Правительством Российской Федерации проведена работа
по совершенствованию системы размещения судебных решений с использованием сети
Интернет и обеспечению доступа к этим решениям. Приняты федеральные законы от 8 марта
2015 года №21-ФЗ «Кодекс административного судопроизводства
Российской Федерации», №22-ФЗ «О
введении в действие Кодекса административного судопроизводства Российской
Федерации», №23-ФЗ
«О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в
связи с введением в действие Кодекса административного судопроизводства
Российской Федерации» и Федеральный
конституционный закон №1-ФКЗ «О внесении изменений в Федеральный
конституционный закон “Об Уполномоченном по правам человека в Российской
Федерации” и Федеральный конституционный закон “О военных судах Российской
Федерации” в связи с введением в действие Кодекса административного
судопроизводства Российской Федерации».
Постановлением
Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2012 года №1284 (в редакции постановлений
Правительства Российской Федерации от 6 марта 2015 года №197 и от
23 сентября 2015 года №1012) утверждены Правила оценки гражданами
эффективности деятельности руководителей территориальных органов федеральных
органов исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных
органов государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений) с учётом
качества предоставления ими государственных услуг, а также применения
результатов указанной оценки как основания для принятия решений о досрочном
прекращении исполнения соответствующими руководителями своих должностных
обязанностей; перечень
государственных услуг, в отношении которых проводится оценка гражданами эффективности
деятельности руководителей территориальных органов федеральных органов
исполнительной власти (их структурных подразделений) и территориальных органов
государственных внебюджетных фондов (их региональных отделений).
Создана возможность оценки гражданами 24 федеральных государственных услуг, предоставляемых МВД России, Росреестром, ФНС России и Пенсионным фондом Российской Федерации. Кроме того, система оценки распространена на федеральные государственные услуги, оказываемые МВД России, Росреестром, ФНС России, ФССП России, Роспотребнадзором, Росимуществом, Пенсионным фондом Российской Федерации и Фондом социального страхования Российской Федерации в МФЦ. За весь период действия системы оценки произведена оценка более 4 млн фактов оказания федеральных государственных услуг, 94,3% которых оценены положительно.
Оценка эффективности деятельности руководителей органов местного самоуправления, унитарных предприятий и учреждений, действующих на региональном и муниципальном уровнях, акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в собственности субъектов Российской Федерации или в муниципальной собственности, осуществляющих оказание услуг населению муниципальных образований, а также применение результатов указанной оценки осуществляется в соответствии с постановлениями Правительства Российской Федерации от 17 декабря 2012 года №1317 и от 12 октября 2015 года №1096.
Внесены изменения в нормативные
правовые акты, направленные на совершенствование процедуры формирования
общественных советов при федеральных органах исполнительной власти.
В части обеспечения возможности паритетного участия представителей общественных советов, образованных при государственных органах, в деятельности конкурсных и аттестационных комиссий был разработан и принят Федеральный закон от 30 декабря 2012 года №295-ФЗ «О внесении изменений в статьи 22 и 48 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации”». В соответствии с данным Федеральным законом представители общественных советов, образованных при государственных органах, могут включаться в составы аттестационных и конкурсных комиссий наряду с независимыми экспертами, являющимися специалистами в сфере гражданской службы.
В связи с принятием данного Федерального закона был разработан и издан Указ Президента Российской Федерации от 19 марта 2013 года №208 «О внесении изменений в Положение о проведении аттестации государственных гражданских служащих Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №110, и в Положение о конкурсе на замещение вакантной должности государственной гражданской службы Российской Федерации, утверждённое Указом Президента Российской Федерации от 1 февраля 2005 года №112». В частности, были внесены изменения в указанные положения, предусматривающие возможность включения в составы аттестационной и конкурсной комиссий государственного органа представителей общественного совета при государственном органе.
Федеральным законом от 21 июля 2014 года №212-ФЗ «Об основах общественного контроля в Российской Федерации» введён новый порядок формирования общественных советов, предусматривающий организацию Общественной палатой Российской Федерации конкурса по отбору кандидатур в состав общественных советов.
Президентом Российской Федерации утверждены подготовленные Правительством Российской Федерации с участием Общественной палаты Российской Федерации и Экспертного совета при Правительстве Российской Федерации предложения о внесении изменений в законодательные и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, которые определяют порядок формирования и полномочия общественных советов при федеральных органах исполнительной власти. В Государственную Думу внесён проект федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового регулирования отношений, связанных с порядком образования и деятельности общественных советов при федеральных органах исполнительной власти». До момента вступления в силу соответствующих изменений в нормативные правовые акты федеральным органам исполнительной власти рекомендовано руководствоваться Стандартом деятельности общественного совета при федеральном органе исполнительной власти, одобренным Правительственной комиссией по координации деятельности Открытого правительства.
Федеральным
законом Российской Федерации от 31 декабря 2014 года №509-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О
государственной гражданской службе Российской Федерации”» расширены возможности
использования испытательного срока как механизма кадровой работы, позволяющего
осуществлять дополнительную оценку уровня соответствия должности в отношении
граждан, впервые принятых на гражданскую службу, что в свою очередь будет
способствовать формированию эффективного и высокопрофессионального кадрового
состава гражданской службы.
В целях формирования системного подхода к решению вопроса об исчислении стажа муниципальной службы был разработан и принят Федеральный закон от 29 декабря 2015 года №395-ФЗ «О внесении изменений в статью 54 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и статьи 9 и 25 Федерального закона “О муниципальной службе в Российской Федерации”».
В целях повышения эффективности государственной гражданской службы и обеспечения исполнения расходных обязательств Российской Федерации по оплате труда федеральных государственных гражданских служащих и работников федеральных государственных органов в условиях сокращения общего объёма бюджетных ассигнований федерального бюджета на оплату их труда были приняты Указ Президента Российской Федерации от 31 декабря 2015 года №682 «О внесении изменений в некоторые указы Президента Российской Федерации» и постановление Правительства Российской Федерации от 11 декабря 2015 года №1353 «О предельной численности и фонде оплаты труда федеральных государственных гражданских служащих и работников, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы, центральных аппаратов и территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, а также о признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации», в соответствии с которыми численность федеральных государственных гражданских служащих сокращена в 2016 году на 10%.
В части совершенствования квалификационных требований для замещения должностей гражданской службы был принят Федеральный закон от 30 июня 2016 года №224-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон “О государственной гражданской службе Российской Федерации” и Федеральный закон “О муниципальной службе в Российской Федерации”». Закон направлен на развитие правового механизма реализации принципов профессионализма и компетентности, единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и муниципальной службы, установленных указанными федеральными законами. Законом предусмотрено включение в квалификационные требования для замещения должностей гражданской и муниципальной службы требований к специальности и направлению подготовки (при наличии соответствующего решения представителя нанимателя). Квалификационные требования к образованию приведены в соответствие с положениями Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», которым установлены различные уровни высшего профессионального образования – бакалавриат, специалитет и магистратура. Законом также уточнены положения Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» об учёте стажа гражданской службы и опыта работы исходя из имеющихся у гражданского служащего (гражданина) специальности, направления подготовки. Во исполнение указанного Федерального закона был издан Указ Президента Российской Федерации от 16 января 2017 года №16 «О квалификационных требованиях к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения должностей федеральной государственной гражданской службы», которым были установлены квалификационные требования к стажу государственной гражданской службы или стажу работы по специальности, направлению подготовки, который необходим для замещения всех категорий должностей.
Кроме того, были приняты Федеральный закон от 2 июня 2016 года №176-ФЗ «О внесении изменений в статьи 45 и 46 Федерального закона “О государственной гражданской службе Российской Федерации” в части упорядочения продолжительности отпусков на государственной гражданской службе» и Федеральный закон от 23 мая 2016 года №143-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части увеличения пенсионного возраста отдельным категориям граждан», предусматривающий поэтапный переход к назначению пенсии по старости государственным гражданским служащим, муниципальным служащим и иным категориям граждан по достижении ими возраста 65 лет у мужчин и 63 года у женщин.
В целях внедрения новых принципов кадровой политики в системе государственной гражданской службы и во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 11 августа 2016 года №403 «Об Основных направлениях развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы» распоряжением Правительства Российской Федерации от 12 сентября 2016 года №1919-р утверждён план мероприятий («дорожная карта») по реализации Основных направлений развития государственной гражданской службы Российской Федерации на 2016–2018 годы, которым предусматривается реализация комплекса мероприятий, направленных на:
- совершенствование управления кадровым
составом гражданской службы и повышение качества его формирования, в том числе:
разработка и внедрение методики нормирования численности федеральных
государственных гражданских служащих федеральных органов исполнительной власти;
создание единого информационно-коммуникационного пространства в системе
гражданской службы; осуществление мер по повышению объективности и прозрачности
процедуры проведения конкурсов на замещение вакантных должностей гражданской
службы и включение в кадровый резерв; внедрение единых подходов к установлению
квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям
и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы;
- совершенствование системы
профессионального развития гражданских служащих, повышение их профессионализма
и компетентности, в том числе: внедрение новых подходов к профессиональному
развитию гражданских служащих и его организации; создание на базе единой
информационной системы единого специализированного информационного ресурса для
профессионального развития гражданских служащих;
- совершенствование антикоррупционных
механизмов в системе гражданской службы, в том числе: проведение комплекса мер
по совершенствованию системы информирования граждан о мерах по профилактике и
противодействию коррупции на гражданской службе.
Разработан проект справочника квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей гражданской службы, с учётом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих, а федеральными органами исполнительной власти проводится работа по включению в должностные регламенты квалификационных требований к специальностям (направлениям подготовки), необходимых для замещения соответствующих должностей федеральной гражданской службы.
В целях формирования единой базы вакансий гражданской
службы принят Федеральный
закон от 21 декабря 2013 года №366-ФЗ «О внесении
изменений в статью 14 Федерального закона “Об обеспечении доступа к информации
о деятельности судов в Российской Федерации” и статью 13 Федерального закона “Об
обеспечении доступа к информации о деятельности государственных органов и
органов местного самоуправления”». В соответствии с указанным Федеральным
законом в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, на
официальном сайте государственной информационной системы в области
государственной службы в сети Интернет с 1 января 2014 года
размещается:
- информация о кадровом обеспечении аппаратов судов
(сведения о вакантных должностях государственной службы в аппарате суда и номера
телефонов, по которым можно получить информацию по вопросам замещения вакантных
должностей государственной службы в аппарате суда);
- информация о кадровом обеспечении государственного
органа (сведения о вакантных должностях государственной службы, имеющихся в
государственном органе, его территориальных органах, и номера телефонов, по
которым можно получить информацию по вопросу замещения вакантных должностей в
государственном органе).
Нормативно закреплено использование единой информационной системы в кадровой работе в связи с изданием постановления Правительства Российской Федерации от 3 марта 2017 года №256 «О федеральной государственной информационной системе “Единая информационная система управления кадровым составом государственной гражданской службы Российской Федерации”». С марта 2017 года портал стал частью единой информационной системы – официальным сайтом единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу http://www.gossluzhba.gov.ru. Цель создания единой информационной системы – формирование единого межведомственного и внутриведомственного пространства по кадровым вопросам. Единая информационная система позволяет автоматизировать основные кадровые процессы, в том числе: формирование кадрового состава, прохождение государственной гражданской службы, обеспечение государственных гарантий и профессиональное развитие государственных гражданских служащих. За единой информационной системой закрепляется статус единой базы вакантных должностей гражданской и муниципальной службы.