Повестка заседания: о параметрах федерального бюджета и прогнозе социально-экономического развития на 2014 год и на плановый период 2015 и 2016 годов.
Вступительное слово Дмитрия Медведева:
Даже самая тяжёлая и неприятная работа, неблагодарная работа рано или поздно заканчивается, поэтому наша с вами многотрудная деятельность по балансировке бюджета в условиях замедления экономического роста в России и рецессии в Европе также подходит к концу. Мы завершаем работу над проектом федерального бюджета на ближайшие три года. Обсудим сейчас некоторые вопросы оставшиеся, если таковые есть, с тем чтобы завтра на заседании Правительства был представлен окончательный вариант.
С учётом мировой экономической ситуации подготовлен уточнённый Прогноз социально-экономического развития на период с 2014 по 2016 год. Корректируются, к сожалению, основные параметры бюджета. Речь идёт прежде всего об изменении доходных позиций. Соответственно, придётся сократить и расходную часть, при этом, конечно, обеспечив финансирование защищённых статей, а также выполнение указов Президента и других приоритетов Правительства.
Участники заседания
-
Список участников заседания Правительственной комиссии по бюджетным проектировкам на очередной финансовый год и плановый период, 18 сентября 2013 года
Особенно взвешенно нужно подходить к снижению расходов инвестиционного характера. Важно сохранить финансирование проектов и программ, которые имеют принципиальное значение, подчёркиваю: принципиальное значение, для экономического роста, включая в определённых случаях строительство новых объектов инфраструктуры, региональное развитие, реструктуризацию экономики моногородов. Очень важно также то, что связано с инновационной деятельностью и модернизацией. Поэтому, несмотря на ограничения, мы будем поддерживать указанные направления, а также будем поддерживать сельское хозяйство, обрабатывающую промышленность, технически сложные производства. Будем надеяться, что они всё-таки будут становиться более конкурентоспособными, более рентабельными, в том числе за счёт ограничения тарифов на услуги инфраструктурных монополий.
Если говорить об экономии, начинать нужно, естественно, с себя, показывая пример. Поэтому нужно начинать с государственных структур и с компаний, в которых есть крупная государственная доля.
Серьёзно должна быть перестроена система государственных закупок – в плане большей доступности для малого и среднего бизнеса и открытости их для общественного контроля. Мы проводим работу по ликвидации непрофильных активов государственных компаний, оптимизации их операционных расходов. Должны быть сокращены и расходы на содержание государственного аппарата.
Сложный вопрос – каким образом покрывать дефицит, но одними из источников здесь остаются доходы от приватизации (это очень важный источник, и деятельность эта очень важная) и объём внутренних и внешних заимствований. И, конечно, мы должны самым внимательным образом следить за состоянием социальных статей, бюджетов соответствующих фондов: срывы и задержки с их финансированием по понятным причинам недопустимы – это как раз и есть защищённые статьи.
Подготовка бюджета – это большая и совместная работа, в ней принимали участие все члены Правительства, естественно, ключевую роль играли Министерство финансов и Министерство экономического развития – мы эти вопросы все вместе с вами рассматривали у меня, у моих заместителей и в министерствах и ведомствах.
С этими цифрами, которые сегодня у нас будут доложены, все хорошо знакомы. Времени осталось немного. Скажем откровенно, и возможностей по их корректировке у нас практически не осталось. Поэтому надеюсь, что обсуждение пройдёт компактно, с учётом того, что мы находимся в довольно сложной фазе нашего развития. Решения нужно принимать уже завтра – на заседании Правительства.
Приступаем к работе Правительственной комиссии.