В повестке: о программе комплексного восстановления и развития Белгородской, Брянской и Курской областей, о плане мероприятий по развитию улично-дорожной сети, о расширении программы льготных перелётов на Дальнем Востоке.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Марата Хуснуллина о плане мероприятий по развитию улично-дорожной сети
Доклад Виталия Савельева о расширении программы льготных перелётов на Дальнем Востоке
Из стенограммы:
М.Мишустин: Доброе утро, уважаемые коллеги!
Вступительное слово Михаила Мишустина на оперативном совещании с вице-премьерами
Прежде всего о принятых решениях по нашим приграничным районам – Курской, Белгородской и Брянской областям.
Президент обращал особое внимание на то, что нужно помочь людям, которые были вынуждены покинуть свои дома, родные посёлки, сёла. Наладить всю транспортную и другую инфраструктуру, устойчивую работу промышленных и сельхозпредприятий, поддержать предпринимателей и их коллективы.
Для выполнения этой задачи Правительство по поручению главы государства подготовило программу комплексного восстановления и развития этих территорий. Она нацелена на создание комфортных условий для наших граждан и эффективной работы бизнеса.
Будут строиться больницы и поликлиники, детские сады и школы, ремонтироваться автомобильные дороги, мосты, котельные, а также спортивные клубы.
Денис Валентинович (Мантуров) расскажите подробнее о предусмотренных мероприятиях и как в целом планируется выстроить эту работу.
Д.Мантуров: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Разработанная по поручению Президента программа по восстановлению Белгородской, Брянской и Курской областей является продолжением уже реализуемых мер государственной поддержки этих трёх регионов.
В прошлом и текущем годах акцент был сделан на предоставлении гражданам денежных выплат, льгот и жилищных сертификатов суммарно более чем на 150 млрд рублей. Многие люди вынужденно покинули свои дома. Поэтому новая программа прежде всего нацелена на воссоздание условий для их возвращения на родную землю.
Участники совещания
-
PDF
184Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 15 сентября 2025 года
Во главу угла поставлено решение вопросов повышения безопасности, а также восстановления транспортной, энергетической, коммунальной, информационной и, конечно, социальной инфраструктуры населённых пунктов. Для этого Правительством и властями регионов запланировано около 60 мероприятий. Исходим из того, что комплексно работать по всем вопросам возможно пока только в населённых пунктах, расположенных на расстоянии более 30 км от линии боевого соприкосновения.
Это относительно безопасная зона, где уже проведены работы по разминированию. Это позволяет осуществить ремонт сотен километров дорог и порядка двух десятков мостов, восстанавливать объекты ЖКХ, образования, здравоохранения, культуры и спорта, а также электросетевую и газораспределительную инфраструктуру, вышки сотовой связи и интернет.
Кроме того, новая программа предусматривает поддержку аграриев, промышленных предприятий и малых компаний разного профиля. В том числе – через создание новых точек экономического роста за счёт преференциальных режимов, льготных схем фондирования инвестпроектов и открытия индустриальных парков, а также технопарков.
Что касается населённых пунктов, близко расположенных к линии фронта – менее 30 км от ЛБС, здесь в приоритете разминирование, приведение в нормативное состояние объектов гражданской обороны, дооснащение пожарно-спасательных подразделений и других специальных служб. В части ремонта акцент будет сделан на самых важных объектах, которые определяют жизнеобеспечение территорий и выполнение социальных функций государства. В экономическом плане на этих территориях ключевыми являются помощь пострадавшим предприятиям и поддержка действующего бизнеса.
Суммарно на все мероприятия программы на 2025–2027 годы предусмотрено финансирование в объёме около 80 млрд рублей. Это позволяет реализовывать задачи безотлагательно. Главы регионов должны на текущей неделе представить планы-графики, и каждый месяц по ним будет осуществляться контроль выполнения мероприятий.
Учитывая специфику ситуации, сейчас исключено проведение ремонтных и строительных работ в зонах, где сохраняется повышенная опасность. Из них отселены практически все жители. Вместе с тем в отношении таких, по сути, закрытых на время населённых пунктов предусмотрена подготовка мастер-планов. Они станут основой для определения состава, сроков работ и объёмов финансирования. Тем самым мы должны выйти на максимальное восстановление нормальной жизни на всей территории Курской, Белгородской и Брянской областей. И придать этим регионам необходимые стимулы для опережающего развития.
М.Мишустин: Спасибо. Надо завершить все мероприятия в установленные сроки с учётом обратной связи от местных жителей, чтобы как можно быстрее восстановить там дома, социальные объекты, предприятия. Чтобы люди могли вернуться к нормальной жизни.
Теперь к вопросу о расширении строительства и обустройстве автомобильных дорог. Как подчёркивал Президент, транспорт, логистика – это всегда основа, база для повышения экономической активности, а значит, и комфорта. Это очень важно для укрепления территориальной связанности нашей большой страны – с такими разнообразными климатическими и погодными условиями.
По поручению главы государства для роста эффективности модернизации дорог разработан комплекс мероприятий. План их реализации утверждён. Он направлен на достижение целей национального проекта «Инфраструктура для жизни», рассчитанного на пять лет.
Марат Шакирзянович (обращаясь к М.Хуснуллину), расскажите подробнее о том, как планируется развитие улично-дорожной сети.
М.Хуснуллин: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Одна из национальных целей развития нашей страны указом Президента определена как улучшение качества жизни в опорных населённых пунктах на 30% к 2030 году и на 60% – к 2036 году.
Для достижения этой цели требуется приоритетное развитие социальной, энергетической, коммунальной, информационно-телекоммуникационной инфраструктуры, в том числе улично-дорожной сети населённых пунктов.
Во исполнение указания главы государства по результатам проверки исполнения законодательства и решений по развитию и приведению в нормативное состояние улично-дорожной сети мы утвердили план мероприятий по совершенствованию и улучшению ситуации в данной сфере.
Первый блок – мероприятия по совершенствованию нормативно-правовой базы. Здесь предусмотрено нормативное закрепление порядка выявления аварийно-опасных участков дорог и рекомендаций по подготовке и реализации мероприятий по ликвидации таких участков. Также будут закреплены критерии определения мест концентрации ДТП, что позволит повысить уровень безопасности дорожного движения.
Второе. Планом предусмотрены мероприятия по совершенствованию инструментов статистического наблюдения и контроля, включая внедрение целевых показателей по приведению улично-дорожной сети в нормативное состояние. Это касается учёта состояния сети опорных населённых пунктов и определения исходных данных, которые необходимы для мониторинга. Раньше мы не вели этот мониторинг. Это была исключительно муниципальная функция, региональная. И такие данные не были увязаны со всеми дорогами. Теперь мы будем чётко их мониторить.
И третий блок – согласно утверждённому плану, устанавливается обязанность регионов вносить сведения об улично-дорожной сети населённых пунктов в систему контроля за формированием и использованием средств дорожных фондов. Это будет проводиться в рамках поэтапного перехода на цифровые платформенные решения для оперативного управления.
Все эти меры направлены на главное – создание комфортной и безопасной среды для жизни наших граждан. Они окажут прямое влияние на повышение безопасности и качества дорожной сети. Надёжные дороги – это фундамент благополучия для всей страны и для каждого гражданина. Основа стабильной экономики, своевременной медицинской помощи, доступного образования и уверенности в завтрашнем дне. Когда дороги в порядке, товары и услуги доставляются вовремя, скорая помощь успевает спасать жизни, а дети безопасно добираются до школы. При этом людям неважно, на чьём балансе находится дорога – федеральная она, региональная или муниципальная. Поэтому крайне важно проводить работы комплексно как за пределами населённых пунктов, так и внутри.
Мы подписали меморандумы со всеми регионами. Приняли обязательства, настроили инструментальное обследование всех дорог. И могу сказать, как позитивный пример, что по новым регионам мы подписали такие меморандумы до 2030 года в увязке – то есть сюда включены федеральные, региональные и муниципальные дороги. И даже в опорных пунктах каждую улицу прописали – в каком году, за какие деньги она будет сделана. Эту работу мы хотим комплексно завершить по всей стране, используя данный план действий.
Хочу поблагодарить за поддержку Президента страны Владимира Владимировича Путина, Вас, Михаил Владимирович, за постоянное внимание к вопросам дорожной отрасли и всех коллег за эту большую работу. Надеюсь, она реально приведёт к улучшению качества дорог.
М.Мишустин: Спасибо.
Для любого жителя России, конечно, важны комфорт и безопасность, а их обеспечивают качественные, соответствующие современным требованиям дороги, магистрали.
Марат Шакирзянович, просьба держать эти вопросы на личном контроле.
Ещё об одном решении. Оно направлено на дополнительную поддержку воздушного сообщения на Дальнем Востоке. В связи с его уникальной географией, сложным климатом, конечно, авиационный транспорт там имеет стратегическое значение.
Такие темы находятся в зоне постоянного внимания Президента. Совсем недавно эта тема обсуждалась на Восточном экономическом форуме.
У людей должно быть больше возможностей для путешествий между городами макрорегиона, включая самые отдалённые и труднодоступные районы.
Для этого мы расширили программу льготных перелётов внутри федерального округа по поручению Президента, включили в неё ещё один маршрут – между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком. О чём жители полуострова просили. Ведь добраться оттуда до материковой части страны можно только на самолёте. Стоимость авиабилета станет теперь фиксированной.
И в целом Правительство продолжает активно субсидировать внутрироссийские пассажирские авиаперевозки. Не только на социально значимых направлениях – это Калининградская область, дальневосточные города, но и на многих других – для стимулирования прямых перелётов, без пересадки в Москве.
Важно, чтобы полёты для молодёжи, многодетных семей и ещё ряда категорий стали более доступными.
Виталий Геннадьевич (обращаясь к В.Савельеву), просьба рассказать, как выстроена такая работа и в целом о её результатах.
В.Савельев: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Благодарю Вас, Михаил Владимирович, за принятое решение по поддержке воздушного сообщения на Дальнем Востоке.
В соответствии с распоряжением Правительства Российской Федерации от 6 сентября Росавиации будет дополнительно направлено 148,5 млн рублей на финансовое обеспечение воздушных перевозок по социально значимому маршруту Петропавловск-Камчатский – Владивосток и обратно для пассажиров, имеющих постоянную регистрацию в субъектах Дальневосточного федерального округа.
В рамках указанного распоряжения в период с 1 сентября по 30 ноября текущего года планируется перевезти 16,5 тысячи человек.
В Российской Федерации поддержка воздушных перевозок осуществляется в рамках трёх программ субсидирования. Они обеспечивают поддержку перевозок социально незащищённых граждан, субсидирование перевозок по региональным маршрутам в обход Москвы, а также перевозку пассажиров по социально значимым маршрутам Дальневосточного федерального округа.
В 2024 году на поддержку гражданской авиации Правительством было выделено 39,7 млрд рублей, из них 11 млрд рублей – на субсидирование закрытых аэропортов юга России и 28,7 млрд рублей – на перевозку пассажиров в рамках трёх программ субсидирования. На перевозки по Дальнему Востоку пришлось 22,7 млрд рублей.
Всего за прошлый год в рамках этих программ перевезено 5,4 миллиона пассажиров, из них 2,5 миллиона перевезено по 134 дальневосточным маршрутам.
В 2025 году в рамках трёх программ планируем перевезти около 5 миллионов человек. Объём программ субсидирования перевозок в 2025 году составит 24,6 млрд рублей. Почти 16 млрд рублей от этой суммы выделено на маршруты в Дальневосточном федеральном округе. Планируем перевезти 1,6 миллиона пассажиров. Маршрутная сеть будет расширена до 147 направлений.
По итогам 2024 года дальневосточной авиакомпанией «Аврора» перевезено около 2,6 миллиона пассажиров.
Кроме того, «Аэрофлот» на протяжении 10 лет реализует программу плоских тарифов. Всего на Дальнем Востоке в рамках данной программы перевезено более 11 миллионов пассажиров. С 15 мая текущего года данная программа расширена и теперь включает перелёты из Москвы в девять городов Дальнего Востока и обратно.
Уважаемый Михаил Владимирович! Минтранс России и Росавиация продолжат работу по обеспечению доступности воздушных перевозок в России и, в частности, на Дальнем Востоке.
М.Мишустин: Спасибо, Виталий Геннадьевич.
Нужно, конечно, продолжать принимать все необходимые решения для поддержки воздушного транспорта, повышения его доступности для людей, совершенствовать инфраструктуру, строить новые аэропорты, ремонтировать полосы и аэропорты, которые на сегодняшний день имеют высокий износ. Особенно в тех регионах, где нет альтернативы самолётам.