М.Мишустин: «Это одна из базовых отраслей, которая обеспечивает стабильную работу важнейших секторов экономики, включая металлургию, электроэнергетику и жилищно-коммунальное хозяйство. Участвует она и в решении социальных задач».
Вступительное
слово Михаила Мишустина:
Принятые решения
Добрый день, уважаемые коллеги!
Вступительное слово Михаила Мишустина на совещании о ситуации в угольной отрасли
Сегодня обсудим ситуацию в угольной промышленности. Это одна из базовых отраслей, которая обеспечивает стабильную работу важнейших секторов экономики, включая металлургию, электроэнергетику и жилищно-коммунальное хозяйство. Участвует она и в решении социальных задач.
В этой сфере Россия входит в тройку крупнейших экспортёров. А значит, формируются и стимулы для развития транспортной инфраструктуры, прежде всего железных дорог. Основные рынки сбыта здесь – это Китай, Индия, Турция и Корея, а также другие государства Юго-Восточной Азии и Африки.
По поручению Президента Правительством был задействован целый ряд мер поддержки отрасли. В частности, заключено соглашение между «РЖД» и Кемеровской областью о гарантированном вывозе значительных объёмов угля в восточном направлении. Увеличена доля использования инновационного подвижного состава. Снижены ставки операторов вагонов и на перевалку в портах. Введена сквозная технология перевозок, позволившая почти вполовину сократить время доставки от Кузбасса до портов юга, что значительно уменьшает транспортные издержки компаний.
Участники совещания
-
PDF
194Kb
Список участников совещания о ситуации в угольной отрасли
За счёт федерального бюджета профинансированы мероприятия по реструктуризации угольной промышленности. Средства пошли на переселение граждан, а также на социальную поддержку уволенных в связи с ликвидацией организаций сотрудников, на дополнительное пенсионное обеспечение, технические и другие цели.
Реализуется программа по дальнейшему улучшению условий труда, повышению безопасности ведения горных работ и, конечно, снижению аварийности и травматизма.
Развивается и соответствующая инфраструктура. Началась эксплуатация Тихоокеанской железной дороги, ведётся строительство портов Эльга и Лавна. Создаются центры угледобычи на востоке страны с благоприятным горно-геологическим залеганием сырья. И меньшим транспортным плечом к основным рынкам сбыта.
Активно внедряются и новые технологии, современное оборудование. Это позволяет существенно нарастить эффективность добычи и производительность. Если в советские времена в отрасли работало порядка полутора миллионов человек, то по итогам прошлого года – лишь чуть больше 150 тысяч. При этом объём добытого сырья превысил значения последних лет существования СССР почти на полтора десятка миллионов тонн.
Очевидно, что инновационный потенциал угольной промышленности далеко не исчерпан. Предприятия занимаются внедрением технологий трёхмерного моделирования, оптимизацией шахтного оборудования, выемки угля, в том числе на пластах малой мощности.
В последние годы перед отраслью появились новые серьёзные вызовы. Резко снизились мировые котировки на все виды такого топлива. В этом году, к сожалению, конъюнктура продолжает ухудшаться. За первые четыре месяца экспортные цены упали почти на четверть. Осложняет положение и высокая закредитованность компаний. Требуются значительные расходы для поддержания текущей деятельности, обеспечения промышленной безопасности, охраны труда и экологии.
Для выравнивания ситуации разработан целый ряд мероприятий. Надо помочь перспективным организациям, которые испытывают временные трудности.
По согласованию с Президентом я дал соответствующее поручение Министру финансов Антону Германовичу Силуанову, Министру энергетики Сергею Евгеньевичу Цивилеву, а также главе «РЖД» Олегу Валентиновичу Белозёрову. Они посетили Кемеровскую область, обсудили с руководством и сотрудниками угольных предприятий самые актуальные задачи, представили мне целый ряд предложений. Сейчас мы всё это подробно обсудим, доложим Президенту.
Рассчитываем, что это нам позволит принять все необходимые решения для сбалансирования ситуации.