В Общественной палате России прошло совещание по вопросу оптимизации процессов выдачи лицензий и разрешений. Представители Аппарата Правительства, Минэкономразвития, Минцифры и бизнес-сообщества совместно обсудили предложения по дальнейшему совершенствованию этой государственной услуги. Уже сейчас результатом работы, которая проводится под кураторством Заместителя Председателя Правительства – Руководителя Аппарата Правительства Дмитрия Григоренко, называют весомое сокращение сроков выдачи разрешений.
Благодаря цифровой оптимизации теперь более 400 различных разрешений предприниматели могут получить на портале «Госуслуги». Например, аккредитацию на образовательную деятельность, лицензии на оказание услуг связи, перевозку пассажиров и прочее. Цифровизация услуги позволила сделать процедуру получения разного вида разрешений максимально простой. Также благодаря налаживанию процесса электронного документооборота внутри системы удалось более чем наполовину сократить количество запрашиваемых документов (в среднем с 8 до 4) и более чем вполовину снизить сроки принятия решения по заявлениям (в среднем с 43 до 21 рабочего дня).
Важную роль в ходе работы по оптимизации играет обратная связь, которую государство регулярно получает от бизнеса. На портале «Госуслуги» для обжалования решения разрешительных органов реализован сервис досудебного обжалования. Все жалобы, поступающие через сервис, категорируются и ложатся в основу предложений по дальнейшему совершенствованию разрешительной деятельности.
«Без учёта мнения бизнес-сообщества вся работа по оптимизации процедур по большому счёту не имела бы смысла. Такую обратную связь мы получаем в живом диалоге на экспертных площадках и через сервис досудебного обжалования на “Госуслугах„. Как итог, мы имеем большой массив данных, который берём за основу дальнейшего совершенствования разрешительной деятельности», – прокомментировал мероприятие в Общественной палате Дмитрий Григоренко.
От бизнес-сообществ на совещании в Общественной палате прозвучал ряд предложений. В частности, речь шла о дальнейшей синхронизации работы ведомств, когда предпринимателю нужно будет подать лишь одно заявление, чтобы получить сразу несколько разрешений для ведения какой‑то деятельности. Например, это может быть актуально для фармацевтической отрасли. Также предприниматели поддержали идею проактивного режима продления уже действующих лицензий при условии добросовестного соблюдения обязательных требований.
«Бизнесу важно облегчить свою работу, устранить ненужные формальности, а потребителю важны гарантии качества и безопасность товаров и услуг. Все страны мира ищут баланс между этими интересами, и каждая по‑своему. Общеизвестно, что есть так называемый контроль на входе и то, что называется контролем на выходе, и мне кажется, что мы к какому‑то сбалансированному соотношению между ними приближаемся. Во всяком случае, первые отзывы, которые мы получаем от представителей предпринимательского сообщества, говорят о том, что стало легче и проще во многом», – заявила секретарь Общественной палаты России Лидия Михеева, оценивая результаты работы Правительства.
Важным направлением работы станет также улучшение качества предоставления услуг в электронном виде, повышение востребованности электронных сервисов и тиражирование лучших практик.