Обсуждалась, в частности, работа компании по развитию пассажирских перевозок, в том числе в летний период, внедрение новых сервисов поддержки пассажиров, а также реализация инвестпрограммы и развитие грузоперевозок.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Олег Валентинович!
Вы возглавляете одну из ключевых российских компаний. Железнодорожный транспорт надёжно связывает все регионы нашей страны и способствует увеличению объёмов торговли, росту национальной экономики в целом. Также «РЖД» вносит значительный вклад в решение задач, которые поставлены нашим Президентом, по достижению промышленного, технологического, экономического, финансового суверенитета. Ведь так или иначе многое зависит от скорости доставки грузов. И конечно, благодаря железнодорожникам создаются дополнительные рабочие места во всех видах промышленности, особенно в обрабатывающей, добывающей, в инновационных секторах. Важнейшее значение для миллионов наших граждан имеют комфортные перевозки по стране по железной дороге, разветвлённая сеть магистралей соединяет все крупнейшие агломерации и города, сближает пригороды с областными центрами. Электрички позволяют существенно экономить время в пути на работу и учёбу.
Олег Валентинович, прошу Вас в первую очередь доложить, как развивается ситуация с пассажирскими перевозками.
О.Белозёров: Уважаемый Михаил Владимирович!
Прежде всего хочу поблагодарить Вас от всех железнодорожников за то, что Вы всегда внимательно следите за нашей работой, уделяете внимание. Этот год для железнодорожной отрасли необычный – 50-летие начала строительства основного этапа Байкало-Амурской магистрали. И мы хотим в знак преемственности показать, что достойны тех людей, кто прокладывал эту великую магистраль.
По результатам работы за пять месяцев у нас идёт в пассажирском комплексе существенный прирост, более 490 миллионов человек мы перевезли. В прошлом году мы сравнивали свои результаты прежде всего с допандемийным периодом, поскольку просели по объёму перевозок. Но по итогам того же прошлого года уже сравнялись, а в этом году идём на рекорд: достигнем максимального объёма перевозок с 2009 года. И будем стараться перевыполнить этот план.
Более 4,7 миллиона мы уже перевезли на Черноморское побережье, курорты Кавказа. Это прирост почти 8%. При этом гордимся тем, о чём Вы сказали, – мы не только поддерживаем пригородную сеть маршрутов, но и 8 новых пригородных маршрутов в 7 субъектах в этом году открыли.
Проводим масштабную реконструкцию вокзалов, это и Грозный, и Саратов, Сургут, Пермь-2. Обновляем пассажирские вагоны, для того чтобы предоставить хорошие, качественные услуги для нашего уважаемого пассажира. 873 новых вагона закупаем, это 550 вагонов дальнего следования и вагоны электричек.
Хотел бы особо отметить, что в этом году мы перевезём более 2,3 тысячи участников СВО и членов их семей по пяти маршрутам – это «Города Великой Победы», «Малахит», «В Карелию», «Волжский вояж» и другие.
Также бесплатно перевозим ветеранов и участников Великой Отечественной войны, более 2 тысяч участников уже перевезли. И в прошлом году в декабре было принято решение о бесплатном проезде жителей блокадного Ленинграда.
Традиционно по решению Правительства летом мы перевозим с 50-процентной скидкой школьников. Уже более 20 миллионов юных пассажиров за восемь лет воспользовались этими возможностями. Ну и этот год у нас Год семьи, так что семейные тарифы пользуются очень большой популярностью.
М.Мишустин: Люди знают о них?
О.Белозёров: Да.
М.Мишустин: На сайте‑то всё понятно. Но иногда многие не знают о том, что существуют тарифы специальные.
О.Белозёров: Вы, Михаил Владимирович, всегда задаёте вопрос: а как обратная связь? Мы за этим пристально следим. Как раз по объёмам перевозки видим, что…
М.Мишустин: Мне его всегда задаёт Президент. С вопросом обратной связи мы практически все свои программы, государственные программы, национальные проекты сверяем. Обратная связь очень важна. Она корректирует нас и даёт возможности развития, как хотят люди, а не как иногда мы думаем, что это хорошо будет для них.
О.Белозёров: Этой практики мы и придерживаемся. И ещё новая акция – это «Путешествуй с детьми». Для взрослых с детьми, когда в одном пакете осуществляют заказ, мы сразу же предоставляем скидки.
М.Мишустин: Летом люди активно путешествуют, прежде всего на юга. Для них очень значимым является как цена на билеты, так и возможности благополучно, с комфортом добраться до места отдыха. И направления, такие как Крым, естественно, Сочи, да все направления южные очень популярны.
Первое. Готова ли компания к летнему сезону, который уже начался практически. И второе: как пройти его без сбоев и что с ценами?
О.Белозёров: Михаил Владимирович, для нас каждый год это отдельный, специальный этап, на который мы обращаем особое внимание. Прежде всего это как раз возможность приобрести билет. И здесь у нас очень позитивные показатели: практически 80% билетов продаётся в электронном виде. По оценке ВЦИОМа, текущая удовлетворённость пассажиров – 81%. Мы стараемся прирастать в этом проценте, делая определённые шаги по улучшению взаимодействия с пассажирами.
В этом году мы хотим до конца июня запустить лист ожидания. Нам традиционно задают вопрос: если нельзя купить билет, можно ли встать в очередь? Мы в электронном виде сейчас это представим.
Мы применяем искусственный интеллект для поддержки клиентов в формате практически 24 часов. 109 тем, более 5 млн слов можно использовать при работе с нашим кол-центром, для того чтобы понять, как удобнее купить билет или переместиться. На нашей открытой платформе мультимодального сервиса уже более 5 тыс. перевозчиков подключилось. 538 – с начала этого года. Это показывает, что сервис востребован, и мы получаем хороший результат.
По объёмам…
М.Мишустин: 61 миллион пассажиров?
О.Белозёров: Да, за летний период. Вот цифра очень важная. В сообщении с курортами Черноморского побережья на лето назначено 160 пар поездов. Причём из них 65 только круглогодичных, а 95 назначается…
М.Мишустин: На летний период?
О.Белозёров: Да, именно к летним перевозкам.
У нас подготовка вся на контроле. Уделяем особое внимание перевозке организованных групп детей. То есть, мы готовы. Пользуясь случаем, хотел бы поблагодарить студентов. Летом, когда появляются дополнительные поезда, вместе с нами работают студенческие отряды – более 12,5 тысячи участников – позволяют нам обеспечить эту перевозку.
М.Мишустин: У многих людей уже сформированы планы на отпуск. И конечно, очень важно, чтобы у них не возникали сложности как с покупкой билета, так и с ценами, с гарантиями, что люди с детьми смогут спокойно отдохнуть и вернуться в нужное время домой. Особенно в августе, перед школой. Наверное, самые сложные дни – последние две недели перед 1 сентября.
О.Белозёров: Мы приложим все усилия.
М.Мишустин: Олег Валентинович, одно из самых главных сейчас направлений, – это обновление парка «РЖД». Здесь железнодорожная техника нужна современная, новая. И вообще, создание собственных локомотивов, электропоездов – это один из элементов технологического суверенитета страны. В том числе на это используется серьёзная инвестиционная программа «РЖД». В этом году она рекордная, для того чтобы в первую очередь модернизировать и обеспечить новыми электропоездами, тягой практически все важные направления работы «РЖД».
Предстоит также серьёзное развитие Восточного полигона, модернизация и строительство Центрального транспортного узла. Соответственно, новые международные коридоры, о которых мы постоянно с вами говорим на стратегических сессиях и задачу развития которых перед нами ставит Президент.
Давайте поговорим об инвестиционной программе «РЖД» и, самое главное, об инфраструктурных проектах, которые сегодня компания реализует.
О.Белозёров: За последние пять лет инвестпрограмма выросла в 1,8 раза. 1,279 трлн рублей она составляет в этом году. Строительный комплекс увеличился в 2,3 раза. Но, как Вы сказали, это деньги не только для «РЖД», а и для тех, с кем мы работаем, для наших смежников. Это и производители локомотивов, это и строители, это практически весь комплекс, который с нами взаимодействует.
По результатам пяти месяцев 2024 года уже выполнено более чем на 338 млрд работ в целом – в рамках и инвестпрограммы, и поставок.
Строительный комплекс – выполнено на 182 млрд работ. Это расширение инфраструктуры, что даст нам возможность провозить больше пассажиров и грузов и более качественно. Причём разбито по всем направлениям.
Регулярно Вы задаёте вопрос. Докладываю: по Восточному полигону идём с превышением. И в прошлом году вышли на рекордные цифры.
М.Мишустин: Главное, ещё раз подчеркну – это обратная связь. Чтобы те перевозчики, которые пользуются Восточным полигоном, были удовлетворены. Вопросы всё равно есть. И Вы это знаете. Приоритеты по различным группам товаров мы с вами вместе пытаемся определить. Но очень много запросов. Поэтому планы – это хорошо, но обратная связь, наверное, важнее.
О.Белозёров: Абсолютно согласны. Выполним.
И традиционный вопрос по трудовым ресурсам. По Восточному полигону мы разработали целую программу. И на сегодня уже могу доложить: более 23 тысяч человек находится на месте. Максимум будет более 33 тысяч человек именно на Восточном полигоне. Практически по всем направлениям – это и ЦТУ (Центральны й транспортный узел), и АЧБ (порты Азово-Черноморского бассейна), черноморское направление и северо-западное – полностью укомплектовано, везде идём с превышением.
Буквально несколько слов о тенденциях в грузовых перевозках. Вы отметили важность вывоза продукции на восток. В целом идём с приростом +3%. Хорошо работают погранпереходы. Был построен новый погранпереход, который вырос более чем в два раза по объёмам перевозки. Прирост идёт и внутри страны, на Восточном полигоне, – 5,4%. Растут перевозки контейнеров как в транзите, международные, так и внутри страны устанавливаем рекорды. Прошлый год – более 7,4 млн контейнеров перевезли. И в этом году постараемся выйти на очередной рекорд. Также нам дают прирост нефтеналивные грузы и очень серьёзный прирост – удобрения.
И в заключении о двух традиционных отличиях «Российских железных дорог». Прежде всего это уровень безопасности. По отношению ко всем железным дорогам мира мы занимаем первое место по приведённым тонно-километрам.
И ещё один важный элемент: мы самая пунктуальная пассажирская дорога в мире по сравнению с другими железными дорогами. У нас на сегодняшний момент более 97% идёт по графику.
Хочу Вас заверить, что все поставленные Вами задачи будут выполнены.
М.Мишустин: Спасибо, Олег Валентинович.
Здесь очень важно аккуратно, правильно в первую очередь приоритизировать инвестиционную программу, чтобы ресурсы (а они недешёвые у нас), которые страна выделяет для развития в том числе и компании «РЖД», использовались на благо людей, на достижение национальных целей развития, которые перед нами ставит Президент.