Руководитель Ространснадзора доложил Председателю Правительства о результатах деятельности ведомства по повышению безопасность работы транспортного комплекса и цифровой трансформации отрасли. Обсуждалась также организация работы территориальных отделений Ространснадзора в новых территориях.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Виктор Фёдорович!
Вы руководите службой, которая обеспечивает безопасность перевозки грузов и пассажиров на всех видах транспорта. Это и водный, и железнодорожный, автомобильный, авиационный.
Президент отмечал, что развитие транспортной инфраструктуры в регионах будет активно продолжаться, а это и новые возможности для граждан, бизнеса, и соответствующие стимулы для экономики, промышленности, социальной сферы, в целом для укрепления технологического суверенитета.
Поэтому деятельность Вашего ведомства имеет особое значение. Прежде всего по предотвращению аварий, несчастных случаев. Ведь стабильная работа нашей транспортной сферы – это залог благополучной работы всех других отраслей, это прямое влияние на смежные отрасли.
Расскажите подробнее, что делается в этом направлении.
В.Басаргин: Уважаемый Михаил Владимирович!
По аварийности сегодня идёт серьёзное снижение на всех видах транспорта. Единственное, автомобильный транспорт – где‑то на уровне прошлого года, но поскольку по всем видам транспорта растёт объём и пассажирских перевозок, и грузоперевозок, удельный вес аварий, конечно, серьёзно снижается. В воздушном транспорте – на 36% (самый высокий показатель по снижению), автомобилисты – 1%, водный и железнодорожный транспорт – до 20%.
И главное, сегодня идёт снижение по погибшим в автомобильных авариях, в целом на 16%. По отдельным видам транспорта тоже. В частности, по воздушному транспорту на 30% идёт снижение. Это один из лучших показателей за последние годы.
Если говорить в целом по результатам, то идёт и снижение тяжести происшествий, повышается технологическая надёжность нашего транспорта. На этом фоне повышается безопасность транспорта.
Всё это достигается в том числе за счёт того, что мы проводим надзорные мероприятия. Хотя должен отметить, что по сравнению с 2021 годом мы в 30 с лишним раз сократили количество проверочных мероприятий.
С учётом 336-го постановления (моратория) мы планируем всего 226 контрольных мероприятий. Хотя, если говорить в целом о количестве подконтрольных субъектов и количестве категорированных объектов, то мы должны проводить порядка 30 тыс. мероприятий. Поэтому сегодня, естественно, главное – это профилактика. Этим мы серьёзно занимаемся и стараемся прежде всего при существующих объёмах перевозок обеспечить безопасность работы всего транспортного комплекса.
М.Мишустин: Мы с Вами на прошлой встрече подробно говорили о цифровой трансформации и технологиях. Сейчас мир меняется стремительно, и логистика, транспортная логистика играет важнейшую роль, да и не только логистика. Это и оптимизация путей и правильное использование всех видов транспорта, и соответствующие технологии, связанные с сопряжением всех видов транспортного обслуживания. Речь также идёт о новых технологиях сервиса внутри транспортных средств – от поездов до дальнемагистральных самолётов. Много здесь всего. То есть это целая большая задача по трансформации всей отрасли.
Как в этом отношении обстоят дела в службе?
В.Басаргин: Уважаемый Михаил Владимирович, в декабре состоялся крупный транспортный форум по цифровой трансформации. Безусловно, мы были одними из самых активных участников.
У нас две задачи в этой связи всегда стояло. С одной стороны, нам необходимо быть впереди цифровой трансформации, которая проводится на транспорте непосредственно, с другой стороны – не отстать от цифровой трансформации, которую проводит бизнес. Мы определили для себя приоритеты по этим направлениям.
Я отчитывался, что мы из всех наших услуг 8 вывели на портал госуслуг. Сегодня могу Вам доложить, что все 19 госуслуг, которые оказывает Ространснадзор, выведены на портал госуслуг. Мы для бизнеса сократили оформление документов, это вся разрешительная система, лицензии – было не более пяти дней, сейчас мы в среднем оформляем не более двух дней.
С точки зрения количества документов также серьёзные изменения произошли. Было от 6 до 14 документов – огромные папки документов оформлялись для того, чтобы получить какие‑то свидетельства, разрешения и так далее. Сегодня один документ (по международным перевозкам – там два: ещё есть гарантии, которые они предоставляют). Таким образом один документ плюс заявка на госуслуги – и в течение двух дней оформляем разрешение точно.
Мы оцифровали всё, что касается реестров, перечня транспортных компаний, перечня транспорта. Всё подготовили по вопросам, связанным с выдачей документации, при этом осуществляем взаимодействие с МВД, ФТС, службой судебных приставов, налоговой инспекцией. И сегодня выстроили информационные системы, которые отслеживают транспортные средства в режиме реального времени.
С точки зрения перспектив транспортного комплекса самые большие риски – это человеческий фактор на транспорте. Мы понимаем, что развитие транспорта будет идти по беспилотным системам. Сегодня инспектор с жезлом на дороге – это уже вчерашний день. Поэтому задача заключается в том, чтобы мы дистанционно могли контролировать транспортные потоки. Что мы сегодня делаем? Мы по речному транспорту в тестовом режиме эту систему отработали, ввели в действие, презентовали министру, то есть он контролирует, как продвигаются эти работы. Можно в любой момент приехать, познакомиться. В режиме реального времени идёт идентификация транспортного средства – судна либо автомашины, – идёт анализ в автоматическом режиме всех данных по услугам: всех разрешительных документов, лицензий. Кроме этого, получаем информацию от собственников, относительно грузов. В тестовом режиме эмитировано порядка 900 тыс. документов – это транспортные накладные, путевые листы. Параллельно в тестовом режиме мы обучили 1,2 тысячи инспекторов, выдали им технические средства. И сегодня можем контролировать всю эту информацию у себя. Вот такая работа сегодня проводится.
М.Мишустин: Очень важно расширять практику применения электронных документов и сокращать сроки предоставления всех услуг. Это очень значимая задача касается и новых регионов. Транспортная безопасность там должна быть на самом высоком уровне. Знаю, что ведомство работает над этим. Как вы ведёте эту работу в новых регионах?
В.Басаргин: Мы практически полностью укомплектовали кадрами наши территориальные отделения в новых территориях. Непростая была задача.
М.Мишустин: В основном это местные кадры?
В.Басаргин: Местные. Мы специально делали ставку на местные кадры. Сегодня это практически на 100% – Донецк, Луганск, поменьше – в Херсонской области. Мы сегодня выдали уже 175 лицензий на осуществление деятельности по перевозке пассажиров – пассажиры переезжают в другие регионы, межрегиональные перевозки осуществляются. Правда, пока оформляем лицензии на бумажных носителях. Мы лицензировали железнодорожную компанию в новых территориях и внесли в реестр более 1,5 тыс. транспортных средств.
Ограниченно ведётся работа пока по морским перевозкам и по авиации. Это всё связано с информационными ресурсами, прежде всего с системой ГЛОНАСС, чтобы отслеживать в режиме реального времени. Но в принципе всё готово, мы обеспечили транспортом, техническими средствами, помещениями. Работаем непосредственно с органами власти в субъектах и сами бываем в новых территориях, неоднократно встречались с руководителями транспортной отрасли. Видим, что территории активно развиваются. Мы в этом им помогаем.
М.Мишустин: Важно, чтобы по российским стандартам транспортной безопасности осуществлялись все мероприятия там на местах.