М.Мишустин: «Эта сфера влияет на многие процессы в нашей стране: на привлечение инвестиций, динамику в промышленности, темпы освоения инноваций, загруженность производственных мощностей и, как следствие, на доходы наших граждан».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Мы сегодня обсудим приоритетные задачи по развитию внешнеэкономической деятельности. Эта сфера влияет на многие процессы в нашей стране: на привлечение инвестиций, динамику в промышленности, темпы освоения инноваций, загруженность производственных мощностей и, как следствие, на доходы наших граждан.
Мировая экономика проходит этап масштабной трансформации. Текущие геополитические реалии коренным образом поменяли расстановку сил. В первую очередь – из-за усиления противостояния между развитыми и развивающимися экономиками, которые всё активнее защищают свои интересы – интересы торговые, производственные, технологические.
Участники совещания
-
PDF
221Kb
Список участников стратегической сессии по развитию внешнеэкономической деятельности, 12 декабря 2023 года
Перемены на глобальном уровне набирают ход. Показательно, например, что доля государств «Большой семёрки» в мировом ВВП по показателю паритета покупательной способности уже в прошлом году оказалась ниже, чем у стран БРИКС. По данным МВФ, 30,3% против 31,5%. По итогам текущего года разница может увеличиться. При этом страны «семёрки» накопили колоссальный государственный долг, который рано или поздно начнёт сказываться и на торговле, и на инвестициях.
Происходит перераспределение экономического потенциала – к новым лидерам. Это и порождает такой агрессивный протекционизм со стороны тех, кто пытается сохранить статус-кво и, очевидно, не хочет, чтобы что-то поменялось. Отсюда и явные попытки сдерживания конкурентов – как в экономическом плане, так и в технологическом.
Конечно, подобные действия ни к чему хорошему не ведут. Будут усиливать кризис доверия, увеличивать конфликтный потенциал в мировой экономике.
На ситуацию влияют и другие факторы: развитие новых технологий, цифровизация и климатические изменения. Возникают дополнительные риски для глобальной торговли, а также для поставок российских товаров и услуг на внешние рынки.
В конце прошлого года Президент поставил задачу расширить внешнеэкономическое взаимодействие с перспективными партнёрами из дружественных стран. Доля таких государств в нашем товарообороте динамично растёт. С 56% в течение 12 месяцев она приблизилась к 80%.
Вопреки санкционному давлению идёт серьёзное укрепление сотрудничества с теми, кто настроен конструктивно. Прежде всего с партнёрами по Евразийскому экономическому союзу, СНГ и ШОС. Со странами БРИКС, Азиатско-Тихоокеанского региона, Ближнего и Среднего Востока, Африки, Латинской Америки. За девять месяцев товарооборот с этими государствами вырос на 21%. В наибольшей степени в стоимостном выражении это произошло в торговле с Китаем, Турцией и Индией. В лидерах также Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Объединённые Арабские Эмираты и Бразилия.
К 2030 году доля дружественных стран в товарообороте может преодолеть планку в 90%. Таким образом, роль тех, кто сейчас пытается сдержать Россию, сократится до минимума. Конечно, было бы неправильно полностью разрывать сотрудничество с ними. Россия не раз подчёркивала, что будет приветствовать всех зарубежных партнёров, которые захотят продолжить конструктивное взаимодействие. К этой группе стран станем применять диверсифицированный подход, исходя прежде всего из наших интересов и готовности контрагентов к работе в новых условиях на основе взаимного уважения и учёта интересов друг друга.
Глава государства поручил Правительству разработать проект среднесрочной Стратегии развития внешнеэкономической деятельности. Сегодня мы определим её базовые параметры с учётом всех перспектив и возможных вызовов.
Нужно по максимуму использовать потенциал сотрудничества с нашими традиционными стратегическими партнёрами.
Предстоит решить несколько масштабных задач. Продолжить переориентацию внешних потоков. Для этого в рамках национальных целей, определённых Президентом, национальных проектов и государственных программ мы развиваем транспортную инфраструктуру. В том числе – для переориентации экспорта российских энергоносителей с Запада на Восток и Юг. Речь идёт о трубопроводах, автомобильных и железных дорогах, морских и речных портах.
Особое внимание нужно уделить развитию международных транспортных коридоров, которые проходят через территорию Российской Федерации.
Реализация логистических проектов обеспечит российское присутствие и в Африке и Латинской Америке. Это весьма перспективные рынки для продвижения отечественных технологий, продукции и услуг, включая экспорт образования, здравоохранения.
И конечно, необходимо увеличивать количество морских судов под российским флагом, равно как и самолётов с отечественной регистрацией.
Для поддержания конкурентоспособности нашей экономики важно не только обеспечить стабильный экспорт, но и расширить встречный поток, чтобы российские компании имели необходимый доступ к критически важным сырьевым ресурсам, технологическому оборудованию, комплектующим.
Ещё одна очень важная задача – это формирование новой финансовой архитектуры, независимой от диктата третьих стран. Сложности с осуществлением международных расчётов по внешнеторговым контрактам – одно из главных препятствий для расширения внешнеэкономических связей.
Банки дружественных государств опасаются введения вторичных санкций. Поэтому надо активно развивать системы передачи финансовой информации, альтернативные западным аналогам, увеличивать долю национальных валют во взаиморасчётах. Рассчитываем, что по итогам текущего года она вырастет почти на четверть – до 65%, а с опорными странами приблизится к 70%. К 2030 году доля нацвалют во взаиморасчётах с зарубежными государствами должна составлять 80% и более.
Необходимо стыковать российскую платёжно-расчётную инфраструктуру с ключевыми партнёрами, обеспечить максимально широкое использование системы «Мир», страховое сопровождение коммерческих сделок.
Уважаемые коллеги!
Во внешнеэкономической сфере мы сталкиваемся с серьёзными вызовами. При этом надо видеть и открывать для страны новые возможности – для стимулирования экономического роста, увеличения инвестиций и создания рабочих мест.