М.Мишустин: «Правительство подготовило законопроект, который позволяет значительно сократить нагрузку на субъекты малого предпринимательства, оптимизировать формы и виды предоставляемых ими данных и в итоге прекратить практику их дублирования различными ведомствами».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Уважаемые коллеги, добрый день!
Сегодня мы обсудим вопросы развития статистики.
Данные – это один из ключевых ресурсов. На их базе государственные органы принимают управленческие решения, строят свои прогнозы, предприятия составляют свои бизнес-стратегии и инвестиционные программы, а граждане узнают о социальной, экономической, демографической и экологической ситуации в стране.
В современном мире, когда потоки сведений непрерывно увеличиваются – и по скорости, и по объёму, работа с данными приобретает всё большее значение. Поэтому очень важно, чтобы пользователи получали объективную и актуальную информацию. Главные требования к ней – это качество, достоверность и оперативность.
За первые два фактора традиционно отвечает официальная статистика. Она основывается на международных стандартах, прозрачной методологии, надёжных источниках. Однако методики, рекомендованные мировым сообществом, не всегда отражают возможности, которые привнесла цифровая трансформация и технологический прогресс.
Донастраивать свои процессы в соответствии с новыми реалиями предстоит и организациям, которые занимаются сбором и обработкой информации.
Список участников
-
PDF
182Kb
Список участников стратегической сессии по развитию статистики, 28 ноября 2023 года
Более половины данных в стране поставляет Росстат. Эти сведения поступают от более чем 7 млн хозяйствующих субъектов, которые представляют их по сотням форм. И это только в органы власти федерального уровня. Но есть также запросы региональных и муниципальных ведомств. В результате примерно пятую часть показателей предприниматели многократно направляют в разные инстанции. И для них это, безусловно, серьёзная дополнительная, излишняя нагрузка.
По поручению Президента ведётся большая системная работа по снижению административного бремени на компании, в том числе и отчётного. Чтобы разгрузить их, нужны новые форматы взаимодействия с ними и эффективные инструменты, которые помогли бы не только исключить задваивание, но даже предпосылки к его возникновению.
Для этого Правительство подготовило законопроект, который позволяет значительно сократить такую нагрузку на субъекты малого предпринимательства, оптимизировать формы и виды предоставляемых ими данных и в итоге прекратить практику их дублирования различными ведомствами.
Более того, сегодня 63 государственных органа власти, статистическую работу которых Росстат также координирует, создают собственные информационные системы. Как правило, не на основе единых принципов, а каждый по своей методологии, применяя свои технологические и организационные решения.
Для повышения качества, сопоставимости и скорости производства данных необходим механизм межведомственного обмена и использование всех имеющихся источников. Это также сэкономит бизнесу много сил и времени.
Теперь что касается оперативности. Конечно, некоторые цифры, такие как индексы потребительских цен, промышленности, формируются быстро. Но макропоказатели, индикаторы социальной сферы – довольно долго.
И ключ к решению этой проблемы – модернизация и цифровизация процессов с обязательным применением единых классификаторов и справочников, на основании общей системы сбора и обработки информации. Как в Росстате, так и в других субъектах статистического учёта.
Важно также научиться применять сведения, которые появляются практически в режиме реального времени в базах государственных органов и в источниках больших данных.
На прошлой неделе в рамках стратсессии мы подробно обсудили в том числе и необходимость создания единой цифровой инфраструктуры, формирования современных надёжных систем для обработки и хранения статинформации.
Уважаемые коллеги, давайте сегодня детально рассмотрим текущее состояние отечественной статистики. И разработаем решения, которые обеспечат её выход на новый уровень.