Дмитрий Чернышенко в рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» принял участие в пленарной сессии «Россия 2035: к новой экономике транспорта»
Заместитель Председателя Правительства Дмитрий Чернышенко в рамках XVII Международного форума и выставки «Транспорт России» принял участие в пленарной сессии «Россия 2035: к новой экономике транспорта». На ней обсудили актуальные вызовы, устойчивость стратегии роста для транспортной отрасли, технологический суверенитет и отраслевую импортонезависимость.
Открыл пленарное заседание Председатель Правительства Михаил Мишустин. В дискуссии также приняли участие Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Белоусов, помощник Президента России Игорь Левитин, Заместитель Председателя Правительства Марат Хуснуллин, Министр транспорта Виталий Савельев, представители логистической и транспортной отраслей.
«Президент Владимир Путин определил цифровую трансформацию в качестве одной из национальных целей. Важный компонент такой трансформации – цифровизация сферы транспорта. Обновлённая Стратегия цифровой трансформации транспортной отрасли дополнена новым проектом по обеспечению информационной безопасности на объектах критической информационной инфраструктуры. В ней мы уделяем ключевое внимание внедрению искусственного интеллекта», – сказал вице-премьер.
Он добавил, что уже сейчас наблюдаются положительные эффекты от цифровизации отрасли, и рассказал о достижениях цифрового развития транспорта России.
«Отечественная транспортная отрасль системно развивается быстрыми темпами. Благодаря применению электронных навигационных пломб появилась возможность обеспечить целостность и сохранность грузов и следить за их перемещением онлайн. Установлен экспериментальный правовой режим по беспилотной доставке грузов по трассе М-11 “Нева„. С 1 сентября этого года заработала система бесплатного электронного резервирования даты и времени подъезда к пунктам пропуска через государственную границу для грузовых транспортных средств. Уже 30 тысяч водителей грузовиков пересекли государственную границу, забронировав дату и время проезда при помощи цифрового сервиса электронной очереди», – отметил зампред Правительства.
Дмитрий Чернышенко отметил, что расширяется перечень транспортных услуг для граждан. Например, предусмотрена автоматизация 50 услуг в сфере транспорта, 31 из которых уже выведена на портал госуслуг. Самыми популярными услугами стали регистрация транспортного средства и получение водительского удостоверения.
Кроме того, Правительство уделяет большое внимание унификации и масштабированию государственных систем на платформе «ГосТех». Одним из ключевых международных проектов России в сфере цифровизации транспорта является создание Национальной цифровой транспортно-логистической платформы. Ожидается, что благодаря платформе средняя скорость доставки товаров увеличится до 15%, а объём грузоперевозок вырастет до 12%.
«Формирование логистической платформы должно обязательно вестись на “ГосТехе„. Первые сервисы прошу продемонстрировать до конца 2024 года. Это не только позволит увеличить число сервисов для переиспользования, но и будет способствовать экспорту “ГосТеха„», – поручил Дмитрий Чернышенко.
В условиях санкционного давления Правительство приняло меры по переходу отрасли на отечественные цифровые решения. Сейчас транспортную отрасль представляют четыре индустриальных центра компетенций (ИЦК): морской и речной транспорт, аэропорты, авиационный транспорт, железнодорожный транспорт и логистика. В рамках ИЦК реализуются 19 проектов на сумму 27,2 млрд рублей.
«У цифровых разработок транспортной отрасли высокий экспортный потенциал. В 2022 году мы с вами отмечали успех отечественной системы бронирования “Леонардо„, на которую перешли все отечественные компании. Сейчас сервис работает в Армении, Кыргызстане и Республике Беларусь, а с 2024 года будет внедрён крупнейшим авиаперевозчиком Венесуэлы», – добавил вице-премьер.
В планах – проведение эксперимента по отказу от бумажного документооборота при импорте и экспорте грузов морскими контейнерами на маршруте Владивосток – Москва. По прогнозам, к концу 2024 года количество электронных перевозочных документов достигнет 10 млн единиц.