В повестке: о проектах федерального бюджета и государственных внебюджетных фондов, прогнозе социально-экономического развития и основных направлениях единой государственной денежно-кредитной политики на 2024–2026 годы, о выделении гранта государственному фонду «Защитники Отечества».
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Антона Силуанова о проекте федерального закона «О федеральном бюджете на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов»
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Принятые решения
Правительство в соответствии с Конституцией России и Бюджетным кодексом должно до 1 октября внести в Государственную Думу проект федерального бюджета.
Дом Правительства, Москва
Мы сегодня завершаем его подготовку. Рассмотрим сам проект и вместе с ним документы, которые также будут направлены в парламент, включая прогноз социально-экономического развития, бюджеты двух государственных внебюджетных фондов и ряд других документов. Основные направления государственной денежно-кредитной политики представит Банк России.
Работа над главным финансовым документом страны шла на фоне очередного усиления глобальных дисбалансов. Рост мировой экономики замедлялся. По итогам текущего года он может оказаться одним из самых низких, начиная с последнего международного кризиса 2008–2009 годов. Если не считать, конечно, ковидный период.
Хочу также обратить внимание, уважаемые коллеги, что сохраняется внешнее давление на нашу экономику.
Повестка заседания
Благодаря реализации поручений Президента, гибкому изменению нормативной базы Правительству в координации с Центральным банком удалось нивелировать многие вызовы, поддержать наших граждан и предприятия самого разного вида экономической деятельности.
Уже в этом году мы перешли к устойчивому росту – вопреки мнению тех экспертов, кто ожидал совсем другого варианта развития событий.
По предварительной оценке Минэкономразвития, за семь месяцев валовой внутренний продукт увеличился больше чем на 2%. Что важно – этому в немалой степени способствует рост обрабатывающей промышленности, также перестройка транспортно-логистических связей и повышение инвестиционной активности в первой половине года.
Участники заседания
-
PDF
151Kb
Список участников заседания Правительства, 22 сентября 2023 года
Стабильной остаётся ситуация на рынке труда.
В начале недели на совещании у Президента мы обсудили наши предложения и подробно о них доложили.
Постарались принять выверенные и оптимальные решения. Прежде всего – гарантировать чёткое выполнение всех социальных обязательств перед гражданами, на что обратил особое внимание глава государства. Хочу сказать, что ни одно из них не осталось без соответствующего финансового обеспечения.
И конечно, предусмотрели продолжение развития экономики предложения с упором на потенциал страны и её ресурсы, чтобы добиться стабильного роста – его ключевыми драйверами станут инвестиционная и потребительская активность, а также расширение обрабатывающих производств.
Начнём с прогноза социально-экономического развития. Традиционно Минэкономразвития подготовило два варианта – базовый и консервативный. При составлении бюджета мы опирались на базовый, он предполагает сохранение ежегодных темпов роста на уровне выше 2%.
Усилия будут сосредоточены прежде всего на эффективном решении шести приоритетных задач, которые поставил перед нами Президент. Это расширение внешнеэкономического взаимодействия с нашими перспективными партнёрами из дружественных стран и совершенствование необходимых для этого механизмов, в том числе транспортной и платёжной составляющих. А также – укрепление технологического и финансового суверенитета. Опережающее строительство транспортной, коммунальной и социальной инфраструктуры. Повышение благосостояния граждан. Обеспечение народосбережения, защита материнства и детства, поддержка семей, которые имеют детей.
Подробнее о прогнозе позже расскажет Максим Геннадьевич Решетников.
Основные параметры бюджета сформированы исходя из подходов, одобренных на совещании у Президента.
В следующем году мы ожидаем поступления доходов в объёме 35 трлн рублей. Такой существенный рост станет возможен благодаря дальнейшему развитию нашей экономики. Ненефтегазовые поступления при этом должны вдвое превысить нефтегазовые.
Расходы тоже увеличатся. Их предельный размер в 2024 году запланирован на уровне 36,6 трлн рублей. Прежде всего – за счёт значительного роста финансирования мер по реализации Послания Президента Федеральному Собранию. На национальные проекты в следующем году будет выделено около 3 трлн. Свыше 760 млрд рублей в течение трёх лет пойдут на выполнение соответствующих инициатив социально-экономического развития.
Такая динамика позволит обеспечить безусловное финансирование не только всех принятых обязательств, но и других актуальных приоритетов. Это социальная поддержка наиболее уязвимых категорий граждан, укрепление обороноспособности страны, интеграция новых регионов, а также технологическое развитие и расширение инфраструктуры. Ресурсы на все эти приоритеты учтены в трёхлетнем бюджете страны.
Мы старались минимизировать его дефицит, насколько это возможно. Предусмотрели, что покрываться он станет в основном за счёт заимствований.
О бюджете сегодня доложит Министр финансов Антон Германович Силуанов.
Рассмотрим сейчас и основные параметры внебюджетных фондов на очередную трёхлетку.
В приоритете, как я уже и говорил, выполнение социальных обязательств перед людьми, повышение эффективности и адресности государственной поддержки и, конечно, своевременность её оказания.
В проекте бюджета Фонда обязательного медицинского страхования мы предусмотрели увеличение финансирования медицинской помощи в регионах. В следующем году оно вырастет примерно на 13,5% по сравнению с текущим. Это важно для расширения доступности лечения граждан, обеспечения зарплат врачей, другого персонала на уровне не ниже установленного майским указом Президента.
Также предусмотрены ресурсы на медицинскую реабилитацию, в том числе тех, кто перенёс ковид. Это была инициатива главы государства, благодаря которой пациенты смогут преодолевать последствия болезней.
Свыше 130 млрд рублей в следующем году направим на оказание высокотехнологичной помощи, не включённой в базовую программу ОМС. Также у жителей каждого из российских субъектов и дальше сохранится возможность бесплатно получать её в федеральных медицинских учреждениях. На это пойдёт около 214 млрд рублей.
Мы продолжим делать всё необходимое для устойчивого развития отечественного здравоохранения.
В приоритете – забота о семьях с детьми. Фонд пенсионного и социального страхования, как и сейчас, продолжит предоставлять единое пособие для нуждающихся беременных женщин и родителей, которые воспитывают ребят до 17 лет. Такую ежемесячную поддержку смогут получать свыше 10 миллионов семей.
Существенные средства также заложены на программу материнского капитала.
В полном объёме будут выполняться и возложенные на фонд обязательства по осуществлению выплат по больничным листам и декретных. И конечно, пенсий – с учётом предстоящей индексации.
Другой очень важный вопрос – о повышении минимального размера оплаты труда. По поручению Президента ускоренно увеличим его. Со следующего года – в общей сложности на 18,5%, что существенно опередит темпы инфляции.
Уже с 1 января МРОТ превысит 19 200 рублей. Вместе с этим вырастут зарплаты более чем 4,5 миллиона человек.
Сегодня также в повестке вопрос, который касается прав участников специальной военной операции. Ведём такую работу, в том числе через государственный фонд «Защитники Отечества», который создан по инициативе Президента.
Правительство направит этой структуре грант в размере более 5 млрд рублей. Это позволит оказать поддержку ветеранам СВО и их близким, включая содействие в медицинской реабилитации, трудоустройстве и обучении, предоставлении необходимой юридической помощи, а также целый ряд других мер, которые востребованы подопечными организации и членами их семей в каждом российском субъекте.
Перейдём к обсуждению.
Проект федерального закона о федеральном бюджете на 2024 год и плановый период представит Министр финансов Антон Германович Силуанов.
Пожалуйста.
А.Силуанов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
При формировании параметров бюджета мы основывались на прогнозе социально-экономического развития, который учитывает сохранение позитивной динамики развития экономики. Темпы роста в трёхлетке – выше 2%. Проведение бюджетной политики запланировано в логике бюджетного правила с постепенным выходом на первичный баланс бюджета к 2025 году. Это поможет защитить экономику и бюджет от внешних шоков.
Бюджетное правило претерпело некоторые изменения. Если в этом году мы базовые нефтегазовые доходы рассчитывали исходя из номинальной цифры – 8 трлн рублей, то в следующем году предлагаем вернуться к обычным параметрам расчёта базовых нефтегазовых доходов, исходя из базовой цены на нефть, это 60 долларов за баррель – предлагаем принять на следующий и последующие годы. Та же самая цена, которая, по сути, была положена в расчёт базовой суммы 8 трлн рублей.
Задачи бюджетной политики на предстоящую трёхлетку – это безусловное финансирование всех принятых обязательств и новых актуальных приоритетов. В первую очередь это социальная поддержка граждан (полное обеспечение всех решений), технологическое развитие и расширение инфраструктуры, укрепление обороноспособности страны, полноценная интеграция новых регионов. Все эти приоритеты обеспечены финансами и учтены в бюджете.
Также предусмотрены в полном объёме те решения, которые содержались в Послании Президента Федеральному Собранию, как на 2024 год, так и на протяжении всей трёхлетки. Сумма на реализацию решений, учтённых в послании, ежегодно составляет более 2,5 трлн рублей. В первую очередь это необходимое финансирование ежемесячных пособий в связи с рождением и воспитанием ребёнка, опережающий рост минимального размера оплаты труда, поддержка участников специальной военной операции и целый ряд других решений.
На реализацию национальных проектов также предусмотрено необходимое финансирование – сумма чуть ниже 3 трлн рублей. Основные задачи – это реализация нацпроектов «Демография», «Безопасные качественные дороги», «Здравоохранение», «Образование», «Цифровая экономика».
Все эти решения также обеспечены деньгами, а на перспективу, как мы и договаривались, решения будут определены в следующем бюджетном цикле и определены объёмы финансирования.
В полном объёме учтены деньги на реализацию инициатив социально-экономического развития. На предстоящую трёхлетку это более 760 млрд рублей.
Уважаемый Михаил Владимирович! Коллеги!
Хотел бы более подробно остановиться на финансовом обеспечении социальных обязательств. Несколько важных моментов.
Помощь семьям с детьми.
Меры социальной поддержки будут предоставляться по единому стандарту с использованием механизма социального казначейства. На выплату единого пособия в федеральном бюджете предусмотрено более 4,4 трлн рублей в трёхлетке. Это позволит обеспечить пособием более 10 миллионов граждан.
Материнский капитал также полностью финансово обеспечен. За трёхлетку средствами воспользуются более 4 миллионов семей.
Жилищное обеспечение семей с детьми. На это выделяется 482 млрд рублей, здесь и субсидирование процентных ставок по ипотеке, единовременные выплаты многодетным семьям на частичное погашение ипотеки.
Более чем на 100 млрд рублей получат поддержку малоимущие граждане по программе социального контракта, что позволит реализовать трудовой потенциал и создать стабильный, устойчивый источник доходов для таких граждан.
Здравоохранение.
Продолжится реализация программы «Первичное звено для каждого», более 200 млрд рублей на эту программу предусмотрено. Здесь и строительство ФАПов, амбулаторий, поликлиник. Будут выполнены планы по строительству 1,7 тыс. ФАПов, ремонту 6 тыс. поликлиник, приобретению 3 тыс. быстровозводимых модульных конструкций.
Предусмотрены ресурсы и на лекарственное обеспечение отдельных категорий граждан – более триллиона рублей. Здесь и лекарственное обеспечение лиц с острыми сердечно-сосудистыми заболеваниями, а также с тяжёлыми заболеваниями и редкими (орфанными) заболеваниями.
Также учтены деньги и на помощь больным с онкологическими заболеваниями – более 430 млрд рублей.
Учтены ресурсы на помощь больным сахарным диабетом, а также их обеспечение медицинскими изделиями.
Образование.
Предусмотрены ресурсы на создание новых мест в общеобразовательных учреждениях. 2024 год является завершающим для выполнения задачи по созданию не менее 1,3 тыс. школ, и это как часть нацпроекта «Образование» учтено в бюджете.
Кроме того, наши решения по горячему питанию, классному руководству, капитальному ремонту школ также нашли отражение в финансовом документе.
На создание кампусов мирового уровня в трёхлетке предусмотрено около 100 млрд рублей. Будут созданы кампусы в Калининграде, Екатеринбурге, Новосибирске, а также с использованием механизма государственно-частного партнёрства – в Нижнем Новгороде, Уфе, Челябинске, Сахалине и Томске.
Важный приоритет работы Правительства – это создание современной промышленности. На поддержку промышленности гражданского назначения в законопроекте предусмотрено более 2,7 трлн рублей. Это позволит поддержать такие отрасли, как автопром. Средства пойдут на реализацию программ поддержки спроса, льготный лизинг, автокредитование, «газомоторку».
Будет создана система по поддержке производства автокомпонентной базы с использованием Фонда развития промышленности, а также поддержке программ отечественных производителей. На эти задачи в бюджете учтены почти 1,4 трлн рублей.
Авиастроение. Средства будут предусмотрены на производство НИОКР, развитие гражданского авиастроения, послепродажного обслуживания самолётов и разработку двигателей.
Беспилотные авиационные системы – новый нацпроект. Учтены необходимые ресурсы на 2024 год и на последующий период.
Что это даст? Увеличим объём российского рынка беспилотников, запустим профессиональное образование в этой сфере.
Станкостроение – новая задача. 128 млрд рублей учтено на модернизацию отрасли, создание головного центра компетенций на базе МГТУ «Станкин».
Радиоэлектроника. 330 млрд рублей – это перспективные НИОКР, создание собственной компонентной базы, шесть дизайн-центров и производственных площадок в сфере микроэлектроники.
Судостроение. Учтены ресурсы по производству важных для судостроения элементов оборудования, на программы льготного лизинга.
Несколько слов о развитии инфраструктуры. Значительные ассигнования предусмотрены на обеспечение дорожной деятельности. К наиболее значимым дорожным объектам можно отнести такие новые проекты, как «Джубга – Сочи», новые участки автомобильных дорог Казань – Екатеринбург, М-12, Краснодар – Славянск – Темрюк и целый ряд важной для связи регионов новой дорожной инфраструктуры.
Предусматривается обновление инфраструктуры наземного электрического транспорта и закупка электрического транспорта в 10 городах Российской Федерации.
Также будут направлены новые, дополнительные объёмы на развитие региональных аэропортов. В 2024 году сумма составит 27,4 млрд рублей, будет реконструировано и отремонтировано: 32 взлётные полосы, 20 вспомогательных объектов в Махачкале, Петропавловске-Камчатском, Новосибирске, Грозном.
В развитие инфраструктуры морского и внутреннего водного, речного транспорта также заложены необходимые ресурсы. Это позволит обновить инфраструктуру морских портов Геленджик, Поронайск, Петропавловск-Камчатский.
Ресурсное обеспечение приоритетов. Для финансирования всех задач, которые учтены в бюджете, предусмотрены необходимые доходные источники. Мы предусмотрели ресурсы по мобилизации доходной базы, имея в виду более справедливое распределение природной ренты, в первую очередь в тех отраслях, где наблюдается устойчиво высокая рентабельность капитала.
Для финансового обеспечения расходов будут привлечены и источники финансирования дефицита бюджета с внутреннего рынка. Общий объём привлечения таких источников для финансирования расходов в виде заимствований составит более 4 трлн рублей ежегодно.
Мы учитываем в проекте бюджета также и пополнение Фонда национального благосостояния. Размер Фонда национального благосостояния на конец 2024 года составит 6,7 трлн рублей, а бюджетный нераспределённый ресурс – 3,7 трлн рублей.
Уважаемый Михаил Владимирович!
Уважаемые коллеги!
Вместе с проектом закона мы подготовили и внесли на рассмотрение Правительства ряд законопроектов, которые непосредственно оказывают влияние на реализацию тех целей и задач, которые учтены в проекте бюджета.
Просьба поддержать концепцию бюджета, поддержать бюджетные проектировки и сопутствующие законопроекту нормативные правовые акты.
М.Мишустин: О прогнозе социально-экономического развития на 2024 год и на плановый период 2025 и 2026 годов – Решетников Максим Геннадьевич, Министр экономического развития.
Пожалуйста.
М.Решетников: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Основные параметры прогноза на 2024–2026 годы существенно улучшены по сравнению с апрельскими сценарными условиями.
В 2023 году мы ожидаем рост ВВП на уровне 2,8%. В 2024 году рост ВВП составит 2,3 процентного пункта.
Считаем, что текущий бюджетный и кредитный импульс перейдёт и на следующий год, но заложенный в итоговую оценку темп, конечно, ниже, чем был бы без текущего ужесточения денежно-кредитной политики. То есть это мы учли в прогнозе.
Дальнейший рост – чуть более 2% в год – мы рассматриваем как выход на потенциальные темпы роста с учётом имеющихся ограничений, прежде всего технологических, а также со стороны рынка труда.
Номинал ВВП в 2024 году составит 180 трлн рублей, в 2025 году – более 190 трлн рублей и с выходом на 2026 год – более 202 трлн рублей. Это больше того, что было заложено в сценарных условиях, в среднем на 9 трлн рублей ежегодно.
Цена на нефть марки Brent в 2023 году – в среднем за год мы ожидаем на уровне 83,5 доллара за баррель с последующим ростом до 85 долларов за баррель к 2024 году. К 2026 году ожидаем снижение до 76. Такая динамика соответствует форвардным ценам и учитывает возможности балансировки в рамках сделки ОПЕК+. При этом экспортные цены на российскую нефть составят в 2024–2026 годах около 70 долларов за баррель. Это довольно консервативная оценка. Сейчас цены в рублях выше прогнозных примерно на 20%.
Торговый баланс в 2023 году составит 145 млрд долларов США. Это соответствует среднему уровню 2020–2021 годов.
В дальнейшем сальдо торгового баланса продолжит рост. Его восстановление обеспечивается опережающим ростом экспорта при более сдержанном росте импорта.
В результате к концу этого года рубль укрепится до 94 рублей за доллар США. В 2024–2026 годах с учётом изменения структуры платежей и уровня оттока капитала новое равновесие будет формироваться на уровне 90–92 рубля за доллар США.
По инфляции закладываем некоторый рост к концу года при условии дальнейшего замедления до 4,5% к концу 2024 года. С 2025 года инфляция выйдет на целевой уровень 4%. Важно, что именно на уровень фактической инфляции будут проиндексированы социальные выплаты, поэтому тот уровень инфляции, который заложен в прогнозе, используется для формирования бюджетных проектировок.
Теперь об основных источниках экономического роста. Как Вы и сказали, их два. Это в первую очередь инвестиции и потребительский спрос. Инвестиции остаются ключевым драйвером. По итогам первого полугодия 2023 года рост инвестиций составил 7,6%. И важно, что в II квартале у нас активизировались инвестиции за счёт собственных средств компаний. В целом по итогам года ожидаем рост инвестиций на 6%.
На период 2024–2026 годов прогнозируем рост инвестиций в основной капитал в среднем на уровне до 3% в год. При сохранении высокого уровня бюджетных инвестиций в первую очередь ожидаем, конечно, рост вклада частного капитала предприятий, для чего требуется обеспечить стабильность условий для инвесторов, распределение рисков, в том числе снижение процентных рисков, а также поощрение инвестиций в технологически сложные и рискованные проекты.
Рост инвестиционной активности позволит в среднесрочном периоде удовлетворять растущий потребительский спрос. Сам по себе спрос будет обеспечен прежде всего за счёт роста реальных денежных доходов населения. В 2023 году рост составит 4%, прежде всего за счёт роста заработных плат. В реальном выражении мы ожидаем рост на уровне 6,2%. В дальнейшем ожидаем стабильный рост со средним темпом 2,8% в год. Основа роста доходов населения – это трудовые и предпринимательские доходы, а также реализация мер социальной поддержки, в том числе своевременная индексация выплат. Рост заработной платы будет происходить на фоне сохранения низкого уровня безработицы – 3,1% на всём прогнозном горизонте.
По тарифам. Решения по индексации тарифов, заложенные в прогнозе, согласованы со всеми отраслевыми министерствами и ведомствами.
Несколько слов о рисках. Со стороны внешних условий ключевым риском остаётся динамика мировой экономики. Её общее замедление может негативно повлиять на ситуацию и на российском рынке.
Внутренние риски связаны прежде всего с дефицитом кадров, поэтому ключевой задачей, как обозначил Президент страны на Петербургском экономическом форуме, и это вчера обсуждалось в рамках Госсовета, является повышение производительности труда, а также обеспечение максимальной гибкости рынка труда, подготовка и переподготовка кадров. Соответствующие риски учтены в консервативном сценарии прогноза.
Уважаемый Михаил Владимирович, таким образом, представленный прогноз позволяет сформировать реалистичный бюджет на следующую трёхлетку, о чём Антон Германович доложил. Этот прогноз учитывает сложившуюся динамику экономики, реализуемые меры экономической политики, в первую очередь в развитие тех шести приоритетов, которые были обозначены Президентом, о чём Вы сказали, а также реалистичную оценку внешних условий.
Прошу поддержать проект прогноза социально-экономического развития.