М.Мишустин: «Экономика адаптируется к текущим вызовам. По итогам августа федеральный бюджет был исполнен с профицитом. Он составил около 230 млрд рублей. Консолидированный баланс регионов дал ещё около 140 млрд рублей плюс».
Вступительное слово Михаила Мишустина:
Добрый день, уважаемые коллеги!
Правительство завершает подготовку проекта федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов.
Он направлен на решение самых важных и масштабных задач развития страны. Прежде всего – исполнение в полном объёме перед людьми социальных обязательств, о которых говорил Президент. И поддержку положительных изменений в экономике. В том числе – в рамках мероприятий, утверждаемых на проходящих сейчас стратегических сессиях.
Участники совещания
-
PDF
131Kb
Список участников совещания о проекте федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025 и 2026 годов, 8 сентября 2023 года
Экономика адаптируется к текущим вызовам. По итогам августа федеральный бюджет был исполнен с профицитом. Он составил около 230 млрд рублей. Консолидированный баланс регионов дал ещё около 140 млрд рублей плюс.
Во многом это произошло благодаря существенному росту ненефтегазовых доходов. По итогам последнего месяца лета они превысили 1,82 трлн рублей. Это на 56,5% больше уровня прошлого года. В целом такие показатели стали следствием активного развития экономики.
Если же говорить о нефтегазовых поступлениях, то, несмотря на внешнее давление, они восстановились и, по данным Минфина, с сентября их траектория – на фоне увеличения цен на нефть – существенно опережает прошлогодние значения.
Что касается расходов, после периода авансирования в начале года они вернулись к традиционным показателям и по итогам августа составили около 2,24 трлн рублей.
В целом же с января дефицит федерального бюджета ниже 1,5% ожидаемого валового внутреннего продукта за год.
Устойчивый курс на положительные изменения позволяет рассчитывать на исполнение федерального бюджета в текущем году с дефицитом на уровне первоначального прогноза 2% ВВП. По данным Минэкономразвития, на таком фоне можно говорить о сохранении и даже улучшении этих тенденций в будущем году.
Отмечу, что работа над проектом следующего трёхлетнего бюджета шла на фоне восстановления деловой активности, которое было более динамичным, чем ранее предполагали некоторые эксперты, в том числе из международных организаций.
Как отмечал Президент на недавнем Совете по стратегическому развитию и национальным проектам, с III квартала в России наметился экономический рост.
Мы видим, что он закрепился. По оценке Минэкономразвития, в июле в годовом выражении валовой внутренний продукт превысил уровень прошлого года на 5%, а уровень двухлетней давности – почти на процент.
В целом за семь месяцев текущего года этот показатель увеличился более чем на 2%.
Основной вклад внесло промышленное производство. В июле оно выросло почти на 5%, около шести – в июне.
Если брать за семь месяцев, то основным драйвером была обрабатывающая промышленность. Там рост составил более 6%.
Выпуск компьютеров, электроники, оптики – выше 30%, электрического оборудования – больше 20%. Неплохие показатели в металлургической, пищевой промышленности, производстве одежды, изделий из пластмассы и резины, мебели.
Всё это говорит о том, что российский бизнес продолжает уверенно адаптироваться к внешним вызовам. Осваивает перспективные ниши. Расширяет действующие проекты и запускает новые. А инвестиционная активность, что очень важно, возросла на 13% по итогам II квартала. Это нам даёт основание полагать, что такие процессы продолжатся и в ближайшие годы.
По данным Министерства экономического развития, ключевым фактором здесь является то, что прирост инвестиций в II квартале текущего года был обеспечен именно за счёт собственных средств организаций. Они увеличились более чем на 18%, а всего за первые шесть месяцев объём инвестиций составил 7 трлн рублей.
Меры, реализованные по поручениям Президента Правительством в координации с Банком России, позволили смягчить последствия внешних ограничений и пройти наиболее сложный период. Защитить наш бизнес и его сотрудников, сохранить рабочие места и возможность развиваться.
Конечно, риски никуда не делись. И двигаясь дальше, в рамках бюджетного процесса, нужно учитывать все накопленные ранее дисбалансы и вызовы в мировой экономике. Они могут оказать влияние на наши государственные финансы.
Здесь важно придерживаться прагматичного подхода. Избегать чрезмерно оптимистичных прогнозов при формировании основных характеристик и принятии расходных обязательств.
Коллеги!
Сегодня обсудим оставшиеся развилки по ключевым показателям проекта трёхлетнего бюджета. На завершение подготовки документа осталось не так много времени.
Нужно закончить работу в кратчайшие сроки, чтобы доложить Президенту по основным вопросам, по развилкам. И рассмотреть документы на заседании Правительства. А в конце месяца, в соответствии с законом, направить их в Государственную Думу.