Руководитель «Аэрофлота» доложил об итогах и основных направлениях работы компании. В том числе речь шла о развитии региональной сети маршрутов, реализации программы цифровой трансформации «Аэрофлота».
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Сергей Владимирович! Вы возглавили «Аэрофлот» в очень сложное время – в период беспрецедентных санкций. И уже более года руководите этой крупнейшей нашей авиакомпанией. И отрадно видеть, что на сегодняшний день много проблем, которые вначале возникли, решены. Восстанавливается пассажиропоток, непросто было решить и вопрос с регистрацией судов. Сбалансированная позиция, которую занял «Аэрофлот», позволила сохранить компанию с возможностью осуществления полётов как внутри страны, так и за рубеж.
Мы видим, что «Аэрофлот», как и другие ведущие перевозчики, преодолевает трудности, которые созданы коллективным Западом.
Хочу Вас попросить доложить об основных итогах работы. И что сейчас происходит в авиакомпании?
С.Александровский: Уважаемый Михаил Владимирович!
Действительно, мы столкнулись с беспрецедентным санкционным давлением. Главная задача группы «Аэрофлот» была нормализовать операционную деятельность в условиях санкционного давления, восстановить пассажиропоток. Нам это удалось. Всего группа компаний «Аэрофлот» перевезла 40,7 миллиона пассажиров в 2022 году, обеспечивая транспортную связанность регионов, городов и доступность перевозок.
К 2023 году мы подошли уже с полным пониманием наших возможных основных точек роста. И в целом у нас уверенные показатели по итогам пяти месяцев этого года. Мы перевезли как группа 16 миллионов пассажиров, это 23% роста к предыдущему, сопоставимому периоду. И всего по итогам 2023 года мы планируем перевезти 45,2 миллиона пассажиров, что составляет 11-процентный рост к 2022 году.
М.Мишустин: Снижение зависимости российских авиакомпаний – это важнейшее направление сегодня, и все необходимые решения для этого приняты. Мы сформировали государственный заказ на отечественные самолёты до 2030 года. Линейка выстроена, идёт процесс импортозамещения агрегатов, узлов и систем, которые создавались в кооперации со странами, с которыми сейчас мы прекратили контрактные отношения.
Сергей Владимирович, мы недавно с Вами были в Казани. Вы знаете, при поддержке Президента приняли решение об увеличении объёма производства Ту-214 в количестве 20 самолётов в год. И на это направили 42 млрд из Фонда национального благосостояния плюс кредитная поддержка «Ростеха» и ОАК.
Очень важно, чтобы «Аэрофлот», который является крупнейшим заказчиком, доводил до конца все свои технические требования и нюансы, связанные с качеством производства самолётов.
И ещё чтобы учитывалась обратная связь, о которой нам говорит Президент, а от пассажиров она и есть самая главная обратная связь. Комфорт, сервис, который «Аэрофлот» традиционно предоставляет, должны учитываться при производстве отечественных самолётов.
Ещё важна связанность территорий. Вы знаете, Президент уделяет большое внимание развитию региональной сети маршрутов. И чтобы повысить доступность авиации для людей, мы субсидируем целый ряд маршрутов. В частности, речь идёт о так называемых плоских тарифах на рейсах на Дальний Восток, в Калининград.
Как сейчас обстоят дела с предоставлением этой услуги? И какова динамика внутрироссийских перевозок и их структура, в том числе выполняемых в туристических целях?
С.Александровский: В части увеличения доли региональных перевозок у нас есть тоже позитивные результаты: в общем пассажиропотоке по итогам пяти месяцев 2023 года доля региональных перевозок составила 23,3%. Это увеличение относительно предыдущего периода на 0,5 процентных пункта. Может быть, это не столь значительно, тем не менее мы видим позитивный динамичный тренд в сторону увеличения региональных перевозок, рейсов в обход Москвы.
За счёт чего формируются эти программы?
В первую очередь группа «Аэрофлот» продолжает развитие своих хабов в Красноярске, в Сочи. Из Сочи мы выполняем сейчас рейсы в 12 городов Российской Федерации. Из Минеральных Вод – в 6 городов Российской Федерации. В прошлом году начали выполнять рейсы из Санкт-Петербурга во Владивосток. В этом году продолжили выполнение рейсов и добавили ещё одно направление: Санкт-Петербург – Хабаровск.
Кроме того, в этом году мы подписали соглашение с одним из крупнейших туроператоров России, в рамках которого планируем перевезти уже в этом году порядка 3 миллионов пассажиров.
Всего в программе задействовано порядка 60 направлений: это и внутренние перевозки, и международные перевозки на наиболее ёмких, востребованных туристических рынках.
В части наших обязательств по перевозке по плоским тарифам. Программа по-прежнему поддерживается, объёмы значительные: всего в этом году мы планируем перевезти 1,9 миллиона пассажиров, из них 1,4 миллиона пассажиров – это Дальний Восток.
В рамках 215-го постановления о субсидировании авиаперевозок фактические результаты уже показывают 800 тыс. бронирований. И размер субсидии – 7,4 млрд рублей. Это цифра тоже очень значительная с точки зрения поддержки государства по перевозке для жителей на Дальний Восток.
М.Мишустин: Сейчас пора отпусков, поэтому много людей отправляются путешествовать. Очень важно, чтобы все элементы, связанные с обслуживанием людей в летнее расписание, были соблюдены «Аэрофлотом». Просьба держать ситуацию на личном контроле.
Цифровая трансформация. Могу сказать, что «Аэрофлот» двигается серьёзно в этом направлении. Удобные сервисы. Всё достаточно просто с точки зрения приобретения билетов, идентификации, возможности оплаты.
Как дела в целом идут по цифровой трансформации «Аэрофлота»?
С.Александровский: Программа цифровой трансформации в «Аэрофлоте» очень масштабная. Нам предстоит до конца 2024 года заместить 131 систему – это по всей группе компаний «Аэрофлот». Непосредственно в «Аэрофлоте» – 80 проектов в рамках стратегии цифровой трансформации. В этом году запущено уже 59, они находятся в разной стадии реализации.
Из результатов хотел бы отметить ряд ключевых проектов.
Во-первых, о чём Вы, конечно, знаете, Михаил Владимирович, мы, вся группа «Аэрофлот», перешли на отечественную систему бронирования «Леонардо».
Следующее направление, которое мы начали реализовывать в прошлом году, – это обмен универсальными сообщениями. Есть провайдер – компания SITA. Мы предполагали, что она может уйти с российского рынка, и это действительно происходит. И мы заранее начали такую работу, потому что это необходимо как «Аэрофлоту», так и всем другим российским авиакомпаниям. Мы это решение реализовали. И сейчас, кроме «Аэрофлота», все остальные авиакомпании тоже переходят уже на российское решение, которое мы сделали внутри страны.
Следующее значимое направление – это импортозамещение программы технического обслуживания и ремонта воздушных судов. Нами уже выбран подрядчик. Причём проект является не только отраслевым, но и межотраслевым, потому что в нём участвует и производитель воздушных судов как потребитель, и авиакомпании, и компании, которые осуществляют техническое обслуживание судов непосредственно.
Ещё одно важное направление – переход на отечественную систему управления предприятием. Тоже выбран подрядчик. Нам предстоит крайне интенсивная и масштабная работа в течение ближайших двух лет по переходу на отечественную систему управления предприятием.
М.Мишустин: Чтобы перейти на отечественное программное обеспечение, нужно по всем направлениям работать активно. Знаю, что «Аэрофлот» принимает участие в ИЦК (индустриальном центре компетенций), который занимается поддержкой импортозамещения критического и другого программного обеспечения. Держите эти вопросы также на особом контроле.