Обсуждалась текущая обстановка на международных транспортных коридорах в разрезе маршрутов, формирование сети транспортно-логистических центров в рамках «дорожных карт» по развитию транспортных коридоров «Север – Юг», в Азовско-Черноморском и восточном направлениях.
Андрей Белоусов в ходе заседания отметил, что особое внимание необходимо уделить развитию дорожной инфраструктуры к транспортно-логистическим центрам в увязке со сроками их строительства и увеличением интенсивности движения грузового транспорта.
Заместитель Министра транспорта Валентин Иванов рассказал о формировании сети транспортно-логистических центров в 18 субъектах Российской Федерации. Проект реализуется за счёт частных инвестиций, общий объём финансирования – более 140 млрд рублей.
По словам замминистра, определяющим фактором развития ТЛЦ является переориентация контейнерного грузопотока. В текущую редакцию проекта включено 30 ТЛЦ, из которых 21 уже построен и эксплуатируется. 19 из них будут модернизированы, чтобы увеличить пропускную способность. 9 ТЛЦ планируется построить до конца 2024 года, из них 8 ТЛЦ проектируются и 1 находится в завершающей стадии строительства. Как уточнил Валентин Иванов, все они расположены на маршрутах транспортных логистических коридоров.
По итогам 2022 года суммарная мощность всех ТЛЦ была увеличена до 3,6 млн ДФЭ (двадцатифутовых контейнеров), а к концу 2023 года ожидается увеличение этого показателя до 6,2 млн ДФЭ (+170% к уровню 2022 года).
О своих предложениях по развитию ТЛЦ рассказали и представители бизнеса.
Как отметил председатель совета директоров ГК «Дело» Сергей Шишкарёв, в условиях возрастающего спроса на услуги инфраструктуры Восточного полигона со стороны контейнерных операторов важно создать чёткий и понятный всем участникам рынка механизм справедливого распределения квот на перевозки по лимитирующим направлениям. ГК «Дело» совместно с ОАО «РЖД» и другими игроками рынка прорабатывает методику планирования перевозок контейнеров из Московского узла на Восточный полигон. При этом нормы методики могут быть распространены не только на терминалы Московского узла, в том числе и при планировании вывоза контейнеров с ТЛЦ, но и на все железные дороги, с которых производится отправка контейнеров на Восточный полигон.
Генеральный директор ООО «Фининвест» Александр Кахидзе представил проект сети узловых мультимодальных транспортно-логистических центров, суммарная терминальная мощность которых составит 5,35 ДФЭ в год. По его словам, до 2027 года крупные ТЛЦ появятся в Москве и Подмосковье, в Пермском, Хабаровском, Приморском и Красноярском краях, Новосибирской, Свердловской, Кемеровской, Омской областях. Среди первоочередных вопросов – необходимость развития прилегающей к ТЛЦ автодорожной инфраструктуры, ускорение процесса строительства и реконструкции дорог.
Представители бизнеса предложили провести анализ существующих административных процедур и внести в Правительство предложения по изменению массива регуляторных согласовательных процедур с целью сокращения сроков реализации проектов.
По итогам обсуждений руководству субъектов РФ, на территории которых реализуются проекты строительства и модернизации ТЛЦ, рекомендовано обеспечить контроль и содействие проведению строительно-монтажных работ в сроки, установленные ведомственным проектом Минтранса «Формирование сети транспортно-логистических центров».
На заседании также рассмотрены текущие показатели перевозок грузов в створе транспортно-логистических коридоров.
Лидерами роста являются порты Азово-Черноморского бассейна: в марте перевалка через них выросла на 52% по отношению к аналогичному периоду прошлого года (28,4 млн т против 18,6 млн т). Основные товарные группы, показавшие рост, – зерно и нефтяные грузы. Перевозки по железной дороге на этом направлении в марте также выросли на 7% по сравнению с показателями прошлого года и составили 9,17 млн т. Основной рост показали хлебные и нефтяные грузы.
Отмечено, что в направлении «Север – Юг» перевалка грузов в Каспийском бассейне в марте 2023 года выросла в 2 раза. Рост показали товарные группы зерна и чёрных металлов. На железной дороге перевозки выросли на 63% и составили 0,77 млн т.
По информации Минтранса России, перевозки по всем трём веткам коридора «Север – Юг» с использованием железнодорожного транспорта выросли с начала 2023 года в 2 раза.
На восточном направлении порты Дальневосточного бассейна нарастили перевалку в марте на 18%. Основные товарные группы, показавшие рост, – уголь, кокс и руда. На железной дороге на восточном направлении прирост в марте составил 32%: с 18,41 млн т в 2022 году до 24,2 млн т в 2023 году. Рост в основном показывают уголь и руда.
В заседании штаба приняли участие помощник Президента России Игорь Левитин, представители Правительства Российской Федерации, Министерства экономического развития, Министерства финансов, Минпромторга, губернаторы Приморского края и Новосибирской области, представители бизнеса.