Председатель Правительства ознакомился с работой НТЦ и побеседовал с руководством компании «Новатэк» и научно-технического центра.
Научно-технический центр образован в 2010 году в Тюмени для внедрения современных технологий сбора и интерпретации данных о геологических объектах, а также проектирования, моделирования и научно-технического сопровождения процессов разработки, бурения и обустройства по всем лицензионным участкам группы компаний «Новатэк».
Основные задачи НТЦ – повышение эффективности воспроизводства минерально-сырьевой базы, строительства скважин и интенсификации притока, а также повышение эффективности разработки месторождений и добычи углеводородного сырья.
В 2022 году введён в эксплуатацию собственный лабораторно-исследовательский центр. Центр обеспечивает проведение полного цикла исследований горных пород, проб углеводородных флюидов, материалов и реагентов для строительства скважин, исследования компонентов окружающей среды, а также уникальные междисциплинарные исследования, ранее выполнявшиеся только зарубежными подрядчиками.
Данные лабораторные исследования керна и флюидов обеспечивают корректную оценку запасов полезных ископаемых, прогноз их извлечения из недр, контроль за разработкой месторождения, подбор технологий добычи, промысловой подготовки, транспортировки и переработки.
Основное технологическое оборудование позволяет проводить эксперименты при давлениях до 1 тыс. атмосфер и температурах до 200 градусов, что открывает возможности развития новых методов исследований, создания объектов интеллектуальной собственности для повышения эффективности поисков и освоения трудноизвлекаемых запасов, строительства и эксплуатации объектов нефтегазодобычи.
Парк оборудования в лабораторно-исследовательском центре широко представлен российскими образцами, не уступающими по качеству зарубежным аналогам.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Владимир Владимирович (обращаясь к В.Соловьеву, генеральному директору ООО «Новатэк НТЦ»), спасибо за детальный рассказ. Безусловно, важно заниматься геологоразведкой, но надо очень аккуратно это делать, для того чтобы все экологические и прочие сопутствующие вопросы при этом решались. То, что Вы сегодня показали, это говорит о том, что и ваша компания вносит свой вклад в укрепление технологического суверенитета, в развитие науки, в достижение национальных целей развития, которые перед нами ставит Президент.
Если есть какие-то вопросы, я готов на них ответить.
В.Кудрин (заместитель председателя правления ПАО «Новатэк»): Развивая проект, мы увеличивали производительность первой и второй линии, запустили четвёртую линию и в прошлом году вышли на производительность практически 21 млн т СПГ. Сейчас мы запустили в Мурманской области центр по строительству крупнотоннажных сооружений, где сооружаются три завода под наш следующий проект «Арктик СПГ 2», и буквально в конце лета первая платформа, первая линия у нас будет транспортироваться из Мурманска на Гыдан, на место установки. Но дальнейшее развитие СПГ-проектов для выполнения целевых показателей по СПГ, которые установлены в указе Президента, в распоряжении Правительства, может оказаться невозможным, если не будет адресного закрепления ресурсной базы, тем более подготовки её для дальнейших СПГ-проектов. А экспортная продажа, экспортная возможность продажи СПГ – это для экономики Российской Федерации очень позитивный, мы считаем, очень важный фактор.
В связи с этим, Михаил Владимирович, прошу Вас, подскажите, какие шаги Правительство может сделать для того, чтобы решить вопрос ресурсной базы под следующие СПГ-проекты?
М.Мишустин: Лицензирование, Вы знаете, в этом смысле под контролем. Попросим наше Министерство энергетики, Минприроды посмотреть возможные подходы: каким образом в том числе удовлетворить потребности компании. На сегодняшний день у нас серьёзно рассматривается ресурсная база Красноярского края, Ханты-Мансийского автономного округа. Мы внесли в Госдуму законопроект, который позволит экспортировать СПГ с северных, арктических территорий. Я думаю, это тоже очень важный элемент. И обязательно посмотрим, как довести объёмы производства до 100 млн т через семь лет. Вы абсолютно правы: надо обязательно сделать всё, для того чтобы это случилось.
Сейчас сделан специальный проект, мы его называем «инцидент». На самом деле это возможности для всех заинтересованных компаний – тех, кто занимается непосредственно геологоразведкой, добычей, производством СПГ, экспортных компаний и науки, коллег посмотреть, что нужно сделать для этого, в том числе и обеспечить ресурсной базой.
Соответствующие поручения будут даны. Пожалуйста, нужно будет представить линейку обоснований. Знаю, что она у вас есть.
В.Соловьёв (генеральный директор ООО «Новатэк НТЦ»): Пользуясь случаем, я хотел бы задать вопрос.
Я на протяжении экскурсии несколько раз уже упоминал трудноизвлекаемые запасы газа. И хотел бы задать вопрос про традиционные регионы добычи.
Мы все знаем, что есть у нас Надым-Пур-Тазовский район в Ямало-Ненецком автономном округе. Он является основным по добыче газа. И основную долю добычи занимает газ с небольших глубин, достаточно простой. Эта добыча падает, и нужно её восполнять с бóльших глубин, более сложных геологических горизонтов. При наличии там уже имеющейся структуры городов (имею в виду и промысловую инфраструктуру, и транспортную) хотелось бы всё-таки, чтобы Правительство создало какие-то стимулы для того, чтобы можно было быстрее приступить к освоению трудноизвлекаемых запасов с более глубоких горизонтов и удерживать эту добычу на стабильном уровне. Чтобы регион не пришёл в упадок, чтобы жизнь там процветала долгие-долгие годы.
М.Мишустин: Трудноизвлекаемые запасы. Вопрос сложный. В первую очередь, Вы абсолютно правы, надо думать о том, как сохранить коллективы. Слаженные коллективы, которые работают традиционно в этих городах, центры компетенций, если хотите. Но что касается трудноизвлекаемых запасов, то здесь будет вопрос спроса – насколько спрос сейчас удовлетворит экспортные возможности. Хотя они и были наращены, но сейчас, к сожалению, падают, потому что по экспорту Вы сами понимаете… Значит, нужно наращивать газификацию внутри – мы реализуем президентский проект, занимаемся газификацией. И нужно, конечно, посмотреть внимательно, насколько это с точки зрения экологии будет целесообразно. А также разрабатывать собственные технологии для трудноизвлекаемых запасов. Вот эти технологии – наверное, это критическое звено. Вы сами это прекрасно знаете. Но я попрошу, может быть, два слова Николая Григорьевича (Шульгинова) сказать, нашего министра. Пожалуйста.
Н.Шульгинов: В целом Министерство энергетики поддерживает необходимость разработки трудноизвлекаемых запасов. У нас уже есть федеральный проект разработки трудноизвлекаемых запасов нефти. Мне кажется, надо вернуться к рассмотрению, что делать с разработкой и поддержкой проекта по трудноизвлекаемым запасам именно газа.
В целом поддерживаем. Надо дальше понимать, есть ли технологии, смотреть технологии: какие технологии, сколько они стоят?
М.Мишустин: Импортозамещение технологий, которое позволит это делать в России, – это тоже очень важный вопрос.
В.Соловьёв: Мы работаем над этим.
М.Мишустин: Коллеги, спасибо огромное, вам удачи, и спасибо за ваш интересный рассказ и показ технологий.