Председатель Правительства осмотрел учебные кабинеты и лаборатории, ознакомился с проектными работами учеников и побеседовал с учащимися и педагогами.
Государственное автономное общеобразовательное учреждение Тюменской области «Физико-математическая школа» (ФМШ) создано в 2015 году как школа углублённого изучения предметов естественно-научного цикла.
Стратегическая задача школы – развитие потенциала детей всего региона по актуальным для области профильным направлениям (инженерно-проектное, физико-математическое, информационно-технологическое, химико-биологическое), удовлетворение перспективных потребностей региона в инженерно-технических, научных, предпринимательских кадрах. Отличительная особенность ФМШ – ориентация учащихся на решение реальных учебно-производственных задач.
В текущем учебном году в режиме полного дня обучается 405 учеников 5–11-х классов со всей Тюменской области. Инфраструктура учреждения включает три учебных корпуса, спортивный зал с бассейном, общежитие.
Начиная с 2019 года более 150 выпускников завершили обучение и поступили в лучшие вузы России. Ежегодно около 60 учащихся становятся победителями и призёрами конкурсов, олимпиад всероссийского и международного уровней.
Школа является базовой площадкой и ресурсным центром олимпиадного движения, научно-исследовательских состязаний, интеллектуальных форумов всех уровней, ключевым элементом по поддержке и сопровождению юных талантов (охват сетевыми форматами обучения, олимпиадным движением на базе центра порядка 20 тысяч школьников ежегодно).
С 1 сентября 2022 года на базе ФМШ начал работу региональный центр «Новое поколение» (в рамках федерального проекта «Успех каждого ребёнка», входящего в национальный проект «Образование»). Физико-математическая школа в плане создания условий для учеников и педагогов по итогам 2022 года заняла 15-е место в России в рейтинге «Сириуса».
Из стенограммы:
А.Комлева (ученица 11 класса): Михаил Владимирович, мы сейчас находимся на главном инженерном этаже нашей школы, где ребята впервые сталкиваются с какими-то прикладными задачами. Что, по Вашему мнению, могло бы усилить инженерную составляющую школьного образования по всей стране? И как вообще продвигать какую-то профориентационную работу, чтобы ребята уже в школе могли попробовать себя в технических специальностях и, возможно, выбрать это как свой дальнейший карьерный путь?
М.Мишустин: Аня, ты задала очень важный вопрос. И сразу скажу тебе, что мы этим занимаемся очень серьёзно. Тем более в Год педагога и наставника, который объявил наш Президент. Сейчас очень много чего сделано, для того чтобы 9–11-е классы стали специализироваться во многом на инженерных направлениях. Вы знаете, что есть классы математические, есть классы космические, медицинские, инженерные классы, собственно говоря, примером которых является, как я понимаю, эта лаборатория.
Теперь по поводу того, как сделать доступным инженерное образование и заинтересовать этим. В первую очередь это те самые «Точки роста». Сегодня более 4,5 миллиона ребят учатся в «Точках роста», которые по всей стране развёрнуты. Это как раз ребята в основном из удалённых территорий страны, из сельской местности – впрочем, неважно откуда, главное, что современное оборудование, доступ в интернет, технологии – это всё позволяет популяризировать в том числе инженерные науки.
Ещё одно направление – это инженерные школы, важнейшее направление. На сегодняшний день 30 таких инженерных школ мы создаём по всей стране на базе ведущих университетов, где традиционно инженерные науки, инженерные школы очень сильные. Уже там 2 тысячи студентов учится, и всё больше и больше ребят будут туда поступать.
Ребятам можно на базе этих инженерных школ проходить соответствующее обучение. Здесь ещё очень важно взаимодействие с предприятиями. Сегодня прекрасные примеры нам показали – ну вот, например, Саша, который работает с «Интер инжинирингом», делает специальную работу для них. Он, как видно, пытливый парень, заинтересовался инженерным делом, и я уверен, что на предприятиях таких ребят – пытливых, знающих – ждут.
Взаимодействие с предприятиями – это, ещё раз скажу, очень важно. Это надо делать вместе с учителями, наставниками.
И наконец, общая программа, в том числе и профессионалитета, и высшего образования, будет позволять нам как можно шире показывать возможности инженерных специальностей.
Что касается тех же специализированных классов, о которых я говорил, то, по поручению Президента их в прошлом году было открыто более 130 (132, если точно). И около 100 классов специализируются на авиастроении, судостроении. Это как раз инженерные науки.
Такие классы сейчас в четверти регионов страны открыты. А в будущем, думаю, это везде будет, потому что нужно как можно больше популяризировать инженерные знания, инженерные науки. Они на фундаментальных ценностях, знаниях базируются, которые даёт в том числе ваша школа.
Что у вас основное? Физика, математика, информатика и химия – это база, база для всех и наук, и возможных применений. Вот ребята в экономическом классе сидели – как без математики там?
Спасибо тебе за твой вопрос. Он очень важный, и уверен абсолютно, что сейчас вы сможете воспользоваться огромной линейкой возможностей, которые в стране создаются для того, чтобы стать хорошим специалистом, в том числе хорошим инженером.
Н.Фомичёва (директор школы): Физико-математическая школа работает со всеми одарёнными ребятами Тюменской области. В копилке нашей школы много побед, призовых мест на российском уровне, на международном. Считаете ли Вы, что такие школы должны быть открыты во всех регионах нашей страны?
М.Мишустин: Конечно. Чем больше школ, которые креативно и интересно рассказывают ребятам о возможностях, которые есть и которые могут заинтересовать их в будущей профессии, свяжут с предприятием либо с вузом, с профессионалитетом, – тем лучше. Что касается ситуации на сегодняшний день, у нас есть замечательный проект «Сириус», который по инициативе Президента открыт, и уже 61 центр для выявления талантов ребят с совершенно разными способностями по всей стране открыт. В этом году ещё 15 таких центров собираются открыть, а чуть позже это будет сделано по всей стране. Выявление талантов на олимпиадах, конкурсах, ребят с креативным мышлением позволит нам создать как можно больше школ такого рода и, самое главное, заинтересовать ребят. Поэтому я с Вами согласен.
Друзья, в первую очередь хочу поблагодарить всех, кто создал эту школу. Сказали, что Владимир Владимирович Якушев имел к этому отношение. Он, похоже, здесь каждую ступеньку знает.
И конечно, в Год педагога и наставника, который объявлен нашим Президентом, хочу поблагодарить ваших учителей, наставников. Посмотрите, как они с вами работают. Среди вас, ребята, уже есть молодые учёные. Вы занимаетесь совершенно разного типа задачами: прикладные задачи решаете, уже и малый бизнес делаете. Это то, что ваши преподаватели вам помогают осмыслить, осознать. И конечно, самое важное – заинтересовать вас будущей профессией. Мне кажется, для ваших педагогов – самое радостное – это ваши успехи, карьера, чтобы у вас всё получилось. Это видно по их глазам, по их заинтересованности.
Хочу вам пожелать удачи, успехов. Честно говоря, тоже в такой школе хотелось бы поучиться, если бы была возможность.
Спасибо, ребята.
Реплики: Спасибо.