Из стенограммы:
А.Оверчук: Вопрос об энергетических рынках – это, несомненно, один из важнейших вопросов, которые стоят в повестке Евразийского экономического союза. Соглашение об общем рынке газа находится в процессе обсуждений.
Вчера в узком составе председатель коллегии Евразийской экономической комиссии доложил главам правительств «пятёрки» о состоянии переговорного процесса. И премьеры приняли решение, что этот процесс необходимо продолжать.
Вопрос: В рамках межправсовета также обсуждается вопрос о согласовании проекта соглашения по регулированию рынка алкогольной продукции. В какой стадии обсуждение этого документа? Будет ли он подписан на ближайшем рассмотрении?
А.Оверчук: Это очень интересный вопрос. Он обсуждается очень давно и достаточно ярко характеризует суть всего Евразийского экономического союза. Если подходить строго, то действительно наличие специмпортёра алкогольной продукции в Республике Беларусь представляет собой барьер для выхода на рынок Белоруссии производителей из других государств – членов ЕАЭС. Это с одной стороны.
С другой стороны, конечно, мы не можем не слышать позицию Белоруссии, которая говорит: у нас в стране более 60 спиртзаводов и производство зерна более высокое по себестоимости по сравнению с другими государствами-членами, и если мы просто сделаем рынок, где не будут защищены люди, то эти люди потеряют работу, заработную плату и так далее.
Поэтому процесс очень сложный. Важно, что все понимают, и белорусская сторона понимает, что эта проблема есть. С другой стороны, для всех очевидно, что, конечно, нужно искать такое решение, которое будет взаимоприемлемо для всех стран. Поэтому здесь не так, как в Европейском союзе.
Вопрос: Вопрос по промкооперации, её финансированию. Ранее стороны согласовали финансирование за счёт антидемпинговых пошлин – говорилось об отчислении в размере 10%. Есть ли оценки, сколько в этом году может быть собрано на финансирование проектов? И когда вы планируете произвести отбор проектов?
А.Оверчук: Во-первых, сейчас самое главное – всё делать по порядку. То есть, прежде всего необходимо подготовить нормативно-правовую базу.
Мы рассчитываем, что соответствующие документы должны быть подписаны во время Высшего Евразийского экономического совета, который планируется в мае. Это главы государств будут делать.
Мы очень надеемся, что к тому моменту все внутренние процедуры в странах будут соблюдены.
При этом условии, мы понимаем, что тогда финансирование можно будет открывать в 2024 году.
Что касается отбора проектов, то такая работа на уровне комиссии уже ведётся. Мы понимаем в принципе, какие отрасли экономики мы хотели бы развивать приоритетно. Собственно, они уже назывались: микроэлектроника, фарма, автомобильная отрасль – это всё понятно.
С этой точки зрения, бизнес сейчас пока ещё присматривается. Но, конечно, в рамках тех приоритетов, которые определены, он должен сыграть большую роль – предложить проекты соответствующие, которые, собственно, уже позволят нам принимать решение об их финансировании. Это будет делаться в первую очередь Евразийской комиссией.
Вопрос: Что касается инициатив бизнеса. Сейчас некоторые экономисты говорят: чтобы ЕАЭС начал конкурировать на глобальных рынках, нужно создавать собственные транснациональные корпорации. Рассматривается ли вопрос интеграции в таком ключе?
А.Оверчук: Это очень сложный вопрос. Что мы важного сделали в прошлом году? Это такая первая ласточка. Мы создаём финансовую инфраструктуру для нашего бизнеса. Это Евразийская перестраховочная компания, соответствующие решения были приняты. Мы её запустим в текущем году, я думаю. И посмотрим.
Такие инфраструктурные компании, которые необходимы для функционирования наших экономик, будут создаваться в первую очередь.
Вопрос: Есть ли временный механизм для российских компаний, касающийся налогообложения интернет-торговли?
А.Оверчук: Вы знаете, что сейчас идут переговоры. В принципе решения приняты о том, что будет вноситься соответствующее изменение в договор о союзе, который формулировался ещё в то время, когда интернет-торговля не играла такой роли в нашей обычной жизни. Сегодня нам необходимо приводить налогообложение интернет-торговли в соответствие с международной практикой, то есть налогообложение должно идти по принципу страны назначения. Собственно, это и вызвало определённые противоречия, когда ряд стран в одностороннем порядке начали у себя вводить такие решения, которые приводят к двойному налогообложению. Думаю, что также в текущем году мы закончим процесс согласования соглашения.