В повестке: о дополнительных гарантиях бесплатного оказания медицинской помощи, о специальных социальных выплатах отдельным категориям медиков, о выплате единого ежемесячного пособия в связи с рождением и воспитанием ребёнка, о продлении моратория на проверки организаций.
Вступительное слово Михаила Мишустина
Доклад Дмитрия Григоренко о продлении моратория на проверки организаций
М.Мишустин: Коллеги, добрый день!
Президент поставил задачу повысить доступность и качество медицинской помощи, сделать так, чтобы все граждане нашей большой страны видели здесь изменения к лучшему, положительную динамику.
Правительство продлило и расширило Программу государственных гарантий бесплатной медицинской помощи до 2025 года. Она предусматривает в том числе оказание высокотехнологичной и специализированной помощи. Увеличиваем число доступных людям видов услуг. Расширяем возможности медицинской реабилитации. Теперь она будет проводиться на дому с предоставлением пациентам необходимых для этого медицинских изделий. В программу включены новые направления, среди которых – профилактика и лечение больных гепатитом С, а также раннее выявление сахарного диабета и его лечение.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите, пожалуйста, подробнее о дополнительных гарантиях бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.
Т.Голикова: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Остановлюсь на тех изменениях, которые отличают программу этого года.
Участники совещания
-
PDF
164Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 9 января 2023 года
Первое. Финансирование программы в рамках обязательного медицинского страхования увеличено в 2023 году на 295 млрд рублей, включая увеличение фонда оплаты труда не менее чем на 8,5%. Почти на 8 млрд рублей возрастут расходы на оплату высокотехнологичной медицинской помощи, что позволит осуществить высокотехнологичные вмешательства в 1,3 млн случаев.
В 2023 году также на 14% увеличены объёмы первичной медико-санитарной помощи и на 35% – по медицинской реабилитации.
Второе. В программе предусмотрены положения (Вы об этом уже сказали, Михаил Владимирович), позволяющие людям с ограниченными возможностями в передвижении, а также проживающим в отдалённых районах и сельской местности, получить реабилитацию на дому при условии, что такая реабилитация им показана.
Одновременно медицинские организации получили право предоставить таким пациентам нужные медицинские изделия как для проведения реабилитационных мероприятий, так и для возможностей передвижения и компенсации временно утраченных функций организма. Средства для закупки регионами таких изделий предусмотрены.
Учитывая, что не все медицинские организации первичного звена имеют достаточное количество специалистов по медицинской реабилитации, в программе предусмотрены положения, позволяющие врачам таких организаций проводить телемедицинские консультации с врачами по медицинской реабилитации других медорганизаций, в том числе федеральных. Порядок оплаты данных консультаций должен быть установлен регионами в соответствующих тарифных соглашениях.
Третье. Впервые с этого года мы отдельно выделяем объёмы медицинской помощи по диспансерному наблюдению за гражданами с хроническими заболеваниями, что важно для профилактики осложнений, и своевременному полноценному лечению таких больных. Контроль за проведением диспансерного наблюдения возложен программой на региональные минздравы и страховые медицинские организации.
Четвёртое. Для граждан, проживающих в отдалённых территориях и сельской местности, в программе установлены положения по порядку оказания первичной медико-санитарной помощи медицинскими бригадами.
График таких выездов должен быть утверждён руководителем близлежащей медорганизации, к которой прикреплены жители таких населённых пунктов, и обязательно доведён до жителей. Поэтому прошу глав регионов проследить за реализацией этого пункта.
Пятое. В ноябре 2022 года Правительством в соответствии с поручением Президента был утверждён план мероприятий по борьбе с гепатитом С. Для его реализации в программе предусмотрены соответствующие положения. В частности, это порядок оказания медицинской помощи больным с данным заболеванием за счёт средств обязательного медицинского страхования в дневном и круглосуточном стационарах. Выделение в тарифных соглашениях регионов отдельных тарифов для оплаты такой помощи. В этой связи Минздрав должен утвердить до 1 марта 2023 года чёткие критерии проведения такого лечения.
Шестое. По поручению Президента в части развития медицинской помощи гражданам с сахарным диабетом в программе дополнительно конкретизированы отдельные мероприятия, в том числе по финансированию за счёт средств обязательного медицинского страхования деятельности Школ здоровья для больных с диабетом, что позволит увеличить объёмы оказываемой медицинской помощи.
Седьмое. В программу дополнительно включены положения по выездным формам работы федеральных медицинских организаций, оказанию ими помощи по месту жительства или нахождения пациента, а также осуществлению федеральными организациями медицинской эвакуации пациентов при наличии показаний.
И наконец, восьмое. В этом году программа дополнена положениями по проведению Федеральным фондом обязательного медицинского страхования анализа расходов медицинских организаций в сравнении со структурой расходов 2022 года. И при любых отклонениях фонд обязан информировать об этом Министерство здравоохранения и регионы для принятия срочных мер реагирования.
М.Мишустин: Спасибо, Татьяна Алексеевна.
Важно, чтобы бесплатная медицинская помощь, в том числе специализированная и высокотехнологичная, была доступна людям во всех населённых пунктах нашей страны. Её качество должно определяться едиными подходами, а не местом жительства пациента. Все необходимые средства для этого предусмотрены.
Ещё одно решение касается дополнительной поддержки российских медиков, кто практически без выходных помогает сохранять здоровье и спасает жизни, работая в районных и участковых больницах, поликлиниках, фельдшерско-акушерских пунктах, станциях либо отделениях скорой помощи.
По поручению Президента Правительство установило с 1 января этого года специальные социальные выплаты для врачей, среднего и младшего медицинского персонала, занятых в первичном звене здравоохранения, в подразделениях скорой помощи, а также выполняющих свои профессиональные обязанности в сельской местности и отдалённых, труднодоступных районах. Прибавку получит и ещё одна категория специалистов – это эксперты, в том числе с высшим немедицинским образованием, которые занимаются проведением сложных исследований, например при диагностике онкологических заболеваний. Соответствующее постановление подписано.
Размер такой доплаты к заработной плате составит от 4,5 тыс. до 18,5 тыс. рублей в месяц – в зависимости от специальности сотрудника. В целом её получат около 1,1 миллиона человек по всей стране, включая и недавно присоединившиеся территории. На эти цели в текущем году предусмотрено более 152 млрд рублей.
Сейчас нужно принять все необходимые меры, чтобы дополнительные начисления осуществлялись без промедления. Денежные средства должны дойти до каждого доктора, фельдшера или медсёстры, кому они положены. Обращаю на это внимание глав регионов и руководителей медицинских организаций.
С 1 января начались выплаты единого ежемесячного пособия, которое объединило ряд действующих социальных мер. В том числе те, что предоставляются в связи с рождением или усыновлением ребёнка и до достижения им 3 лет, а также на детей от 3 до 17 лет. Теперь пособие назначается и беременным женщинам с низкими доходами. В каждом случае учитывается индивидуальное материальное положение.
Татьяна Алексеевна, мы много и активно над этим работали. Пожалуйста, расскажите подробнее, как идёт эта работа.
Т.Голикова: Уважаемый Михаил Владимирович! Коллеги! Начну со специальных социальных выплат отдельным категориям медицинских работников. Они вводятся, как Вы уже сказали, с 1 января 2023 года дополнительно к индексации фонда оплаты труда, который предусмотрен программой государственных гарантий.
Первое. Специальные социальные выплаты за календарный месяц будут рассчитываться исходя из суммарно отработанного времени в соответствующем месяце. Медицинские работники будут получать оповещения о статусе выплаты на Едином портале государственных услуг.
Второе. Реализация выплат поручена Социальному фонду, который будет производить её за счёт средств обязательного медицинского страхования.
Медицинские организации не позднее десятого рабочего дня после окончания отчётного месяца будут направлять в Социальный фонд электронные реестры на своих работников со сведениями для назначения выплаты за отработанный месяц. Таким образом, первые социальные выплаты за январь будут произведены в феврале 2023 года.
Если в I квартале 2023 года по организационно-техническим или иным причинам выплата не будет установлена медицинскому работнику, имеющему право на её получение, она будет выплачена ему в полном объёме в II квартале 2023 года за период со дня возникновения права на её получение.
Социальный фонд к реализации постановления готов. Для обеспечения специальных социальных выплат доработано программное обеспечение Социального фонда, в том числе для того, чтобы им могли бесплатно воспользоваться для отправки реестров медицинские организации, которые не успеют доработать собственное программное обеспечение.
Третье. На территориях Донецкой и Луганской народных республик, Херсонской и Запорожской областей медицинские работники также будут получать специальные социальные выплаты. С медицинскими организациями, осуществляющими деятельность на этих территориях, региональные отделения Социального фонда проводят обучение и отрабатывают способы получения реестров медицинских работников и варианты перечисления выплаты, в том числе через «Почту России».
Четвёртое. Федеральным органам, имеющим подведомственные медицинские организации, и региональным органам власти в сфере охраны здоровья нужно сформировать перечни медицинских организаций, работникам которых будут осуществляться специальные социальные выплаты.
Особо хочу обратить внимание на три последующих пункта.
Пункт пятый. Постановлением рекомендовано регионам страны установить за счёт средств их бюджетов специальные социальные выплаты для медицинских работников, финансирование которых осуществляется за счёт средств региональных бюджетов, которые оказывают не входящую в базовую программу обязательного медицинского страхования скорую медицинскую помощь, первичную медико-санитарную помощь гражданам, включая диспансерное наблюдение.
Шестое. Важно. Уровень оплаты труда медицинских работников с 1 января 2023 года не может быть ниже уровня оплаты труда в 2022 году с учётом её индексации и специальной социальной выплаты. Прошу регионы внимательным образом за этим следить.
Седьмое. В целях обеспечения контроля за осуществлением специальных социальных выплат постановлением установлено, что при внесении изменений в штатное расписание медицинской организации, приводящих к увеличению численности получателей специальной социальной выплаты, соответствующие федеральные органы и исполнительные органы регионов страны информируют своевременно Министерство здравоохранения, которое ведёт оценку обоснованности такого изменения с учётом численности прикреплённого населения и нагрузки на медицинских работников.
Социальный фонд обеспечивает предоставление в Минздрав и Минтруд России информации о специальных социальных выплатах, а также ведёт мониторинг их осуществления.
Теперь, уважаемый Михаил Владимирович и коллеги, о ежемесячном пособии в связи с рождением и воспитанием ребёнка.
Напомню, что пособие охватит порядка 10 миллионов получателей и обеспечит целостную систему государственной поддержки семей с детьми. Предоставление единого пособия осуществляется на принципах социального казначейства. Это означает: по одному заявлению без предоставления излишних документов на одинаковых условиях для всех категорий получателей. Оператором единого пособия является Социальный фонд. Общий объём финансового обеспечения единого пособия в 2023 году составит почти 1,7 трлн рублей.
По состоянию на 8 января 2023 года Социальный фонд назначил единое пособие на 185 тысяч детей до 17 лет и 4 тысячам беременных женщин. Всего на данный момент поступило более 850 тыс. заявлений на новую выплату. В том числе 1,5 тыс. – от граждан новых регионов России.
При этом единое пособие жителям новых регионов будет назначаться с рядом установленных Правительством Российской Федерации особенностей. Так, заявление и необходимые сведения граждане новых регионов могут представить в бумажном виде. Не будет применяться правило нулевого дохода. Единое пособие будет назначаться и в случае отсутствия официального дохода. Кроме того, единое пособие жителям новых регионов можно будет получить не только на личный счёт или через почту, но и в самом отделении Социального фонда. Приём заявлений на назначение единого пособия начался, как мы уже обсуждали, до Нового года, 28 декабря, на портале госуслуг. И уже 4 января этого года обращения родителей за пособием принимали клиентские службы Социального фонда. Первые выплаты семьи и беременные женщины получат на этой неделе.
Социальный фонд и Минтруд продолжат сопровождение внедрения единого пособия, включая контроль правильности его назначения, начисления и своевременности выплаты, а также реализацию мер по информированию граждан об условиях и порядке назначения нового пособия, созданию удобных и доступных для населения возможностей для его оформления и получения.
М.Мишустин: Спасибо, Татьяна Алексеевна.
Самое главное, чтобы все выплаты люди, которым они положены, получали без сбоев. Просьба держать этот вопрос на личном контроле, Татьяна Алексеевна.
Следующий вопрос. Правительство продолжает снижать административную нагрузку на бизнес. Мораторий на проверки продлён до конца 2023 года. А с этого года плановые проверки будут только на объектах чрезвычайно высокой и высокой категорий рисков.
Появилась возможность отменить плановое мероприятие, если по инициативе самой проверяемой организации прошёл профилактический визит инспекторов. Внеплановые проверки станут проводиться по поручениям Президента, Правительства или требованиям прокуратуры, а также на основании получения надзорными органами информации о наличии рисков нарушения обязательных требований.
Дмитрий Юрьевич (обращаясь к Д.Григоренко), Вы курируете это направление. Расскажите подробнее, какой эффект позволил получить мораторий в прошлом году. Как дальше будет строиться эта работа?
Д.Григоренко: Здравствуйте, Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Действительно, в соответствии с поручением Президента Правительство планомерно совершенствует контрольно-надзорную деятельность. Основная цель этой работы – снижение административной нагрузки на бизнес при соблюдении интересов как государства, так и общества.
В частности, совершенствуется нормативно-правовая база, поддерживаются в актуальном состоянии все правила и требования, которые бизнес должен выполнять при осуществлении предпринимательской деятельности и которые являются предметом проверки.
Напомню, что было проанализировано более 318 тыс. этих правил и требований, из которых почти половина, а если говорить точно, чуть более 143 тыс. правил, норм и требований были отменены, а порядка 120 тыс. были актуализированы.
И только наведение порядка по нормативно-правовому регулированию позволило бизнесу ежегодно экономить около 200 млрд рублей. Это оценки непосредственно самого бизнес-сообщества.
Помимо этого, постоянно снижается и количество проверок, в том числе в результате корректировки нормативно-правовой базы.
В частности, если сравнивать количество проверок, проведённых по итогам прошлого года, с условно репрезентативным 2019 годом, то в 2019 году было проведено чуть более 1,5 млн проверок по году, а в прошлом году – порядка 350 тыс., то есть речь идёт о том, что количество проверок снижается более чем в четыре раза.
Михаил Владимирович, как Вы уже сказали, в соответствии с решением Президента Российской Федерации Правительство продлило на текущий год мораторий на проверки. Исключение составляют только объекты, которые отнесены к категориям высокого и чрезвычайно высокого риска. Также под мораторий не попадают проверки, проводимые на основании индикаторов риска.
Таким образом, проверка может в 2023 году проводиться только там, где есть потенциальный риск нарушения законодательства и другим способом, кроме проведения проверки, этот риск предотвратить нельзя.
Чем ниже риск, к которому отнесён объект, тем меньше оснований для проведения проверки, и, соответственно, наоборот.
Также важным элементом является построение обратной связи с бизнес-сообществом, предпринимателями. Мы на портале госуслуг запустили сервис. Он так и называется: жалобы на действия и решения проверяющих органов. Внутри этого сервиса есть отдельная вкладка, где можно пожаловаться на нарушение моратория. Этой вкладкой редко, но пользуются.
Нормативный (регламентный) срок рассмотрения любого обращения в связи с нарушением или потенциальным нарушением моратория на сегодняшний день составляет 24 часа. И эти сроки жёстко контролируются, в том числе с использованием информационных систем, которые фиксируют все сроки и все результаты рассмотрения жалоб и обращений.
Таким образом, работа по совершенствованию индикаторов риска и обратная связь от бизнеса позволят реализовать механизм исключительно риск-ориентированного подхода к проведению проверок, что, собственно говоря, и является основной задачей Правительства Российской Федерации на текущий год в рамках работы по совершенствованию контрольно-надзорной деятельности.
М.Мишустин: Спасибо, Дмитрий Юрьевич.
Конечно, надо продолжать совершенствовать действующий механизм проверок, внедряя именно риск-ориентированный подход. Но главное – это снизить административную нагрузку на тех, кто соблюдает все нормативы, кто не создаёт опасности для здоровья людей или окружающей среды. И сохранить контроль там, где риски остаются высокими.