Вице-премьер напомнил, что задача строительной отрасли – не позднее 2030 года реализовать ряд стратегических задач и достичь национальных целей, поставленных Президентом России. «В жилищном строительстве – это улучшение условий проживания не менее 5 миллионов семей ежегодно, ввод жилья не менее 120 млн кв. м в год с 2029 года. Таким образом, нам предстоит построить 1 млрд кв. м жилья за ближайшие восемь лет, то есть каждый пятый метр в стране станет новым», – пояснил он и отметил, что это очень амбициозная задача. «Пока у нас всё получается. Об этом говорят показатели ввода этого года – мы уже на сегодняшнюю дату ввели порядка 85 млн кв. м жилья, это на 16% больше, чем за аналогичный период прошлого года», – заявил Марат Хуснуллин. Он рассказал, что сегодня площадь строящихся квартир составляет более 100 млн кв. м, при этом заложенный для нового строительства градостроительный потенциал составляет более 410 млн кв. м – плюс 9% к показателям прошлого года.
В докладе Марат Хуснуллин затронул и вопрос ипотеки, которой, по его словам, отводится особая роль в работе, направленной на улучшение жилищных условий и обеспечение доступности жилья для не менее чем 2/3 граждан. При этом он отметил снижение прироста ипотечного портфеля и количества полученных гражданами кредитов и заявил, что, несмотря на все усилия по сохранению условий по программам льготного ипотечного кредитования, анализ рынка за последние два года показал необходимость выработки дополнительных решений для его поддержки.
Вице-премьер также обозначил другие основные направления работы по достижению показателей нацпроекта в сфере жилищного строительства – расселение аварийного жилья и реформирование ЖКХ. «По старой программе расселения аварийного жилья мы идём с опережением, и уже 12 регионов её закончили досрочно. В то же время в Правительстве идёт подготовка новой программы, утверждены новые подходы: для этой работы сегодня в бюджете на 2023 и 2024 годы заложено 45 млрд рублей, которые будут направлены на расселение аварийного жилья общей площадью порядка 2 млн кв. м, признанного таковым с 1 января 2018 года по 1 января 2022 года», – заявил вице-премьер.
Говоря о блоке ЖКХ, Марат Хуснуллин отметил, что для решения задач в этой сфере необходимы новые нестандартные меры и системные решения. «Это одна из самых болезненных тем. На сегодняшний день более 40% сетей подлежит замене – в физическом объёме это около 400 тыс. км», – сказал он. Вице-премьер сообщил, что по поручению Президента в целях снижения аварийности сетей, их износа и повышения качества услуг ЖКХ подготавливается комплексная программа модернизации коммунальной инфраструктуры. «Заложенные деньги в бюджете позволят простимулировать программу развития. Мы должны выстроить нормальную систему, при которой у нас и сети будут восстанавливаться, и потери будут уменьшаться, и при этом мы не должны допустить глобального роста повышения тарифов», – считает Марат Хуснуллин.
Вице-премьер напомнил об основных целях дорожного строительства – к 2030 году отрасли предстоит привести в нормативное состояние 85% дорожной сети в крупнейших городских агломерациях и не менее 60% региональных дорог, а также 85% опорной сети общей протяжённостью 138 тыс. км, по которой движется 90% пассажиропотока и грузопотока. «Мы шаг за шагом идём к достижению поставленных целей. Все планы, которые мы наметили в 2020-м, 2021-м и в этом году, у нас получаются. По итогам девяти месяцев этого года мы идём на 5% выше аналогичного периода прошлого года. Это нам удалось достигнуть благодаря тому, что мы системно, слаженно с Правительством, регионами, Государственной Думой, Советом Федерации совместно работаем над этими задачами, – заявил он. – В прошлом году мы выполнили рекордный объём ремонта дорог – в этом году мы этот показатель превысим». Марат Хуснуллин подчеркнул, что отрасль работает по пятилетнему плану, который утверждён в увязке со всеми региональными программами, дорожными фондами и внебюджетными источниками. Его суммарный объём составляет порядка 13 трлн рублей. «Задача всё выстроить в одну программу, чтобы не “лоскутным одеялом” ремонтировать дороги, а чтобы это была единая связанная сеть», – сказал он.
Вице-премьер доложил и о новом дорожном строительстве. В планах развития – строительство 39 обходов городов, а также развитие двух основных коридоров: «Север – Юг» и «Запад – Восток». «Могу уверенно сказать, что в этом году мы на год раньше срока запустим первые 105 км трассы Москва – Казань, из которых 49 уже запустили. В 2023 году мы планируем дойти до Казани, в 2024-м – продолжим её до Екатеринбурга и Тюмени и дальше будем идти по этой трассе и построим коридор от Владивостока до Санкт-Петербурга с выходами на Китай, Монголию и Казахстан», – сообщил он.
Среди других направлений Марат Хуснуллин обозначил продолжение работы в рамках правительственной инициативы «Новый ритм строительства» для сокращения излишних строительных процедур, которые мешают сегодня стройке. Вице-премьер поблагодарил Совет Федерации и лично Председателя Валентину Матвиенко за плодотворную работу: «Только за текущий год мы приняли 12 федеральных законов, в том числе антикризисных, которые содержат более 100 знаковых и необходимых для отрасли поправок. С прошлого года количество административных процедур сокращено с 96 до 32. До 2030 года мы хотим, чтобы от идеи до регистрации недвижимости осталось не более 100 действий. Напомню, что в 2020 году для сложного объекта у нас было 1,4 тыс. действий. По расчёту экономистов, освобождение бизнеса от излишних ограничений даст прирост в экономику страны примерно 2 трлн рублей».
Марат Хуснуллин также рассказал о работе в рамках долгосрочной федеральной адресной программы по строительству с объёмом финансирования 4,7 трлн до 2027 года. Её основными задачами являются увеличение объёма ввода в эксплуатацию объектов капитального строительства с сокращением сроков строительства и повышением качества, а также сокращение количества незавершённых объектов.
Говоря об инфраструктурном развитии регионов, вице-премьер отметил работу по программам «Инфраструктурное меню» и «Стимул», в которых активно участвуют регионы. Наиболее востребованными являются инфраструктурные бюджетные кредиты, которыми воспользовались уже 83 субъекта. Распределён 1 трлн рублей на более чем 950 объектов, на 123 из которых уже ведутся строительные работы, а на строительство 107 получены разрешения. По словам Марата Хуснуллина, это позволит ввести 130 млн кв. м жилья, создать 500 тыс. рабочих мест, направить в бюджеты 2,2 трлн рублей дополнительных налоговых и неналоговых поступлений.
Строительная отрасль продолжает активную работу на территориях четырёх новых субъектов, восстанавливая инфраструктуру и жильё. «На контроле более 520 поручений, а всего их более 1,5 тыс. К работам привлечено 44 тысячи человек – это самый большой строительный проект страны, – заявил Марат Хуснуллин. – Почти на 3,5 тыс. объектах уже завершены работы по восстановлению, 6,2 тыс. объектов находятся в работе. В Мариуполе у нас работают 27 тысяч строителей. 837 домов – в активной стадии стройки, 1 тыс. квартир построена или восстановлена, а всего у нас там 1,6 тыс. объектов, которые мы за три года полностью восстановим. Сегодня на 60% город подключён к теплу, хотя на 30% он был разрушен полностью».
Марат Хуснуллин напомнил, что Правительством утверждена Стратегия развития строительной отрасли и ЖКХ на период до 2030 года с прогнозом до 2035 года. Он отметил, что общая стоимость реализации стратегии составит 150 трлн рублей, основная часть из которых – это внебюджетные источники. Кроме того, отрасль даст за тот же период порядка 30 трлн рублей поступлений в бюджет. При этом вице-премьер указал на существующие риски, связанные с внешними ограничениями и иными факторами, но отметил, что пока работа планируется по базовому сценарию.