Председатель Правительства осмотрел выставку участников форума и выступил на пленарном заседании на тему «Экономика перемен. Создавая новую географию экспорта»
Выступление Михаила Мишустина на пленарном заседании
Осмотр выставки Михаилом Мишустиным
«Сделано в России» – это главный экспортный форум страны, в ходе которого обсуждаются как пути совершенствования мер поддержки российских производителей, так и новые контуры развития торгово-экономических отношений России с разными странами. Его основные задачи – определить актуальные тренды развития экспорта, продемонстрировать возможности, которые государство и институты развития предоставляют экспортёрам. Форум проводится с 2012 года.
Михаил Мишустин осмотрел стенд ООО «Обсервер». С Денисом Мантуровым и Романом Араниным, генеральным директором ООО «Обсервер»
Михаил Мишустин осмотрел стенд лаборатории биотехнологических исследований «3D Bioprinting Solution» (первый российском биопринтер, печатающий клетками пациента). Пояснения дает Юсеф Хесуани, управляющий партнер компании
Михаил Мишустин осмотрел стенд лаборатории биотехнологических исследований «3D Bioprinting Solution» (первый российском биопринтер, печатающий клетками пациента). С мэром Москвы Сергеем Собяниным
Михаил Мишустин выступил на пленарном заседании Международного экспортного форума «Сделано в России – 2022»
В рамках выставочной части форума представлены лучшие образцы высокотехнологичной экспортной продукции из различных субъектов Российской Федерации. Главную часть экспозиции занимает наукоёмкая и инновационная продукция, представленная в виде технологических кластеров: «Промышленность», Healthtech, «Транспорт и мобильность», «ESG / Устойчивое развитие», «Умная городская инфраструктура», Edtech и «Креативные индустрии».
Кроме того, работает интерактивная выставочная экспозиция. На ней представлены уникальные продукты и разработки из разных регионов страны: Москвы и Санкт-Петербурга, Новосибирской и Свердловской областей, республик Крым и Татарстан и других.
Тема пленарного заседания в этом году – «Экономика перемен. Создавая новую географию экспорта.»
Выступление Михаила Мишустина на пленарном заседании:
Добрый день, уважаемые участники и гости!
Рад приветствовать вас на международном экспортном форуме «Сделано в России». Он стал хорошей площадкой для содержательного диалога о задачах и вызовах в сфере глобальной торговли. Здесь можно обменяться опытом, найти интересные решения для своего бизнеса и, конечно, деловых партнёров.
Главная тема сегодняшней пленарной сессии – «Экономика перемен. Создавая новую географию экспорта».
В этом году наша экономика столкнулась со сложнейшими, системными вызовами, в том числе в сфере внешней торговли. Декларировавшиеся ранее и казавшиеся незыблемыми правила совместной работы откровенно игнорируются представителями Запада. О добросовестной конкуренции речи уже не идёт – в основе многих решений лежит открытый протекционизм или разного рода сиюминутные политические задачи.
Вводя всё новые пакеты санкций, недружественные страны постарались нанести как можно больший ущерб нашей промышленности, финансовой системе, запугать деловое сообщество. Были, попросту говоря, украдены сотни миллиардов долларов российских валютных резервов. Террористическим атакам подверглась газотранспортная инфраструктура.
Наших оппонентов не остановило даже то, что в открытой экономике многие рынки связаны. И все эти действия в конечном итоге бьют по самим инициаторам. Они уже сталкиваются с рекордным ростом цен, дорожающими газом и электроэнергией, бензином и хлебом. Во многих государствах так называемого развитого мира, ещё недавно гордившегося зелёными технологиями, возвращаются к углю как источнику энергии.
Конечно, сами намерения исключить Россию из глобальной торговли выглядят абсурдными. Наша страна была и остаётся её важной составляющей. Да и мировую промышленность без российских ресурсов и товаров представить сложно.
В таких условиях требуется проведение комплексной экономической политики, которая поддержит все направления, так или иначе влияющие на экспортные возможности страны. В первую очередь это, конечно, укрепление внутреннего производства и сферы услуг.
По поручениям Президента Правительством был подготовлен целый ряд важных решений.
Все они вошли в план первоочередных действий по обеспечению развития российской экономики в условиях внешнего санкционного давления. В значительной степени эти меры касаются насыщения отечественного рынка товарами, необходимыми в том числе и для нормальной работы самих предприятий.
Была проведена докапитализация региональных фондов промышленности. Выделяются ресурсы на стимулирование исследований и разработок по критически важным продуктам. Развиваются промышленные и технологические парки.
Сейчас работа по усилению потенциала нашей промышленности продолжается. По поручению главы государства разрабатываются условия запуска механизма промышленных кластеров в новом формате. Так, планируется предоставление льготных кредитов на реализацию проектов, направленных на производство приоритетной, наиболее востребованной продукции.
Целый ряд мер реализуется для достижения долгосрочных целей, которые ранее определил Президент. В рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт», например, адаптируются и создаются новые механизмы помощи, нацеленные на запросы экспортёров.
Применяется комплекс финансовой помощи – реструктуризация кредитов, страхование, субсидирование резко возросших расходов, в том числе и в сфере логистики. Помогаем в поиске рынков сбыта, торговых партнёров в дружественных странах, знакомим местные деловые круги с товарами российских компаний.
Мы приветствуем и частную инициативу со стороны предпринимателей. Сегодня в рамках форума познакомились с рядом интересных и перспективных проектов, которые затрагивают самые разные сферы – от оборудования для биотехнологических исследований, создания безбарьерной среды до выпуска электродвигателей и зарядных станций для электромобилей.
Что касается несырьевого неэнергетического экспорта в целом. По итогам восьми месяцев года, несмотря на уменьшение поставок, его номинальная стоимость в денежном выражении выросла на 7% по сравнению с прошлым годом, достигнув 125 млрд долларов.
Неизбежно меняется география зарубежных поставок. Значительное сжатие торговли с США, Великобританией, Японией и рядом стран, чьё политическое руководство выставило заслоны на пути нормальной кооперации, происходит параллельно с ростом товарооборота с другими, дружественными партнёрами.
Например, существенно расширился экспорт промышленных товаров в страны БРИКС. Хорошая динамика по Турции, Египту, Объединённым Арабским Эмиратам.
Европейские страны отказались от закупок продукции наших металлургов, чем заметно повысили свои издержки. Но уже увеличиваются поставки проката в государства Азиатско-Тихоокеанского региона и страны СНГ. С учётом фактора китайской экономики отгрузки этих и других российских товаров в страны Азии могут вырасти ещё больше.
Конечно, переформатирование рынков сбыта – процесс не быстрый и трудозатратный. Он требует большой подготовки, включая и выстраивание новой финансовой архитектуры. Важно обеспечить переход на оплату в национальных валютах. В связи с этим мы ускоряем перенастройку механизма взаиморасчётов с нашими партнёрами, в том числе подключение к альтернативным платёжным системам, а также создание перспективных высокотехнологичных форм расчётов.
По сути, сейчас решается беспрецедентная по своему масштабу задача. Усилиями предпринимателей, Правительства, институтов развития в реальном времени создаётся новая география торгово-экономического сотрудничества нашей страны.
Вопреки любому внешнему давлению мы уверены в собственных силах и открыты к конструктивной и взаимовыгодной работе с зарубежными партнёрами.
Осваивая новые рынки, необходимо не забывать о тех, с кем установились давние деловые связи. Подтверждается устойчивый спрос на пиломатериалы, целлюлозу, упаковку в Азиатско-Тихоокеанском регионе, на удобрения – в Латинской Америке. Хорошую динамику продаж демонстрирует масложировая продукция, востребованная в государствах Ближнего Востока. Мы продолжаем экспортировать зерно в Египет, Турцию, регион Персидского залива, африканские и азиатские государства. В текущем году почти вдвое выросли поставки мяса в Саудовскую Аравию, а также в страны СНГ и Северной Африки.
В отдельных секторах санкции не помешали переходу на экспорт товаров более высоких переделов. Например, в этом году мы нарастили поставки переработанной рыбной продукции в Азию и даже в Европу.
В текущих условиях, конечно, труднее всего малому и среднему бизнесу.
Выручка у таких компаний небольшая, а финансовые ресурсы ограничены. Но одновременно именно у многих из них есть важные преимущества. Они работают на мировых рынках благодаря сильным личным связям, доверию, которое сложилось между партнёрами в разных странах, заинтересованных вместе преодолевать трудности.
Многие предприятия малого и среднего бизнеса выпускают инновационную, уникальную продукцию, которая открывает для России новые ниши за рубежом. Помочь и поддержать их – приоритетная задача Правительства и наших институтов развития.
На это направлены национальные проекты «Международная кооперация и экспорт» и «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы».
Одна из наиболее важных на текущем этапе целей – переформатирование логистики. До введения ограничений все услуги по транспортировке российских товаров за рубеж оказывали восемь крупнейших международных компаний. Сейчас они ушли с рынка, но экспорт при этом не прекратился. У нас есть свои, отечественные перевозчики, которые открывают перспективные линии и транспортные маршруты с дружественными странами.
Благодаря оперативной реакции профильных компаний на изменившиеся условия тысячи предприятий-экспортёров имеют сегодня доступ к новым рынкам.
Совместно с надёжными партнёрами мы работаем над расширением транспортно-логистических коридоров. Правительство определило три ключевых направления развития инфраструктуры – Азово-Черноморское, восточное и Каспийское. Они являются основой для расширения торгово-экономических связей.
Вместе с бизнесом и региональными органами власти сейчас тестируются решения, которые позволят кратно ускорить обработку грузов.
На восточном направлении быстрыми темпами растут отправки несырьевых товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона. При этом для поставок в Иран, на Ближний Восток и Южную Азию ведётся работа по развитию западного маршрута международного транспортного коридора «Север – Юг». Мы планируем довести там грузооборот до 15 млн т в год к 2030 году совместно с партнёрами в Каспийском регионе. Впереди выполнение задач по созданию сквозной логистики от российского Северо-Запада, Урала, центральных регионов до портов Персидского залива и далее по всему миру.
Уважаемые коллеги!
Сейчас глобальная экономика трансформируется. Меняется соотношение центров принятия решений. Россия тесно встроена в этот процесс и будет активно и конструктивно содействовать получению более справедливого и эффективного для всех стран результата.
У нас высокий индустриальный потенциал, крепкая финансовая система. Но главное – прочные двусторонние отношения с ключевыми участниками новой, многополярной мировой экономической архитектуры. Мы поддерживаем расширение торговли и инвестиций, стремимся к росту благополучия и стабильности. А когда люди объединены общей целью и стремлением её достичь, они могут сделать очень многое.
Уверен, что сегодня на площадке форума прозвучит очень много интересных идей и предложений. Самые актуальные из них будут обязательно использованы в дальнейшей работе по формированию более благоприятных условий для развития международной торговли.
Желаю всем участникам форума успеха и удачи!
Михаил Мишустин осмотрел выставку участников Международного экспортного форума «Сделано в России – 2022»
Из стенограммы:
Ю.Орлов (генеральный директор Touch production): Здравствуйте! Меня зовут Юрий Орлов, компания Touch, основатель и генеральный директор. Мы занимаемся производством зарядных станций и разработкой программного обеспечения для электромобилей, для электрозарядной инфраструктуры. Занимаемся буквально всем в этой сфере. Контроллеры – самая умная часть, наша разработка. Производим станции, системы управления, мобильные приложения, ещё и операторская деятельность.
Почему мы занимаемся всем? Для того чтобы нарастить свою экспертизу, по сути, продавать не просто железяку, а бизнес-модель. Я вообще выступаю за то, что продавать надо не просто железки, софт, а когда это комбинировано вместе с финансовой моделью, вместе с планом размещения зарядной инфраструктуры. Поэтому наши клиенты – это крупные компании, которые готовы инвестировать в инфраструктуру, а мы им предлагаем уже модель, как это монетизировать.
Среди наших клиентов – крупные сбытовые компании, энергетические, АЗС. Но особо хотел бы обратить внимание на строительные компании.
Я сам являюсь автомобилистом, точнее электроавтомобилистом более четырёх лет, и заряжать автомобиль удобно абсолютно точно дома. Поэтому, на мой взгляд, если мы вообще хотим развивать электромобили, нужно делать это в первую очередь около дома, когда машина припаркована. Есть правило: «Машина припаркована – она должна заряжаться». Это дом, офис, торговый центр, но дом – это самое главное место. Поэтому мы работаем уже с 20 из 50 застройщиков, но есть проблема. Проблема в законодательстве. Чья собственность: придомовая – не придомовая?
Д.Мантуров: У нас у Решетникова есть отдельная программа, я с ним поговорю.
М.Мишустин: Да, с Максимом Геннадьевичем надо переговорить, потому что они занимаются этой программой.
Ю.Орлов: Там на самом деле комплекс. Я знаю, что Вы подписали программу, установка быстрозарядных станций. Но проблему электромобильности это не решит. В городе Шэньчжэнь, например, на 12 миллионов жителей 100 тыс. зарядных станций, и это в основном придомовые станции.
То есть быстрые станции нужны для перемещения между городами, но заряжать нужно машину дома…
Д.Мантуров: Придомовые – это ключевое направление, именно придомовые нужны в первую очередь, а мы акцент делали на общественные места.
Ю.Орлов: Мы пилотируем на ЖК, но мы очень хотим пилотировать на регион. Если есть такая возможность…
М.Мишустин: На какой? В Питере?
Ю.Орлов: Можно Санкт-Петербург, можно Южный регион. Южный для электротранспорта более приоритетен, на мой взгляд. Это было бы на самом деле очень интересно. Потому что я сам являюсь членом «Деловой России», мы можем помочь с какими-то законодательными актами.
Д.Мантуров: Это, с одной стороны, мотивация. Есть ещё предоставление скидки: мы компенсируем скидки на электротранспорт с этого года. Плюс, если будет придомовая система электрозаправки, это будет мотивация для потребителя приобретать электрический транспорт.
Ю.Орлов: Абсолютно. Плюс у нас есть технические решения по балансировке – когда недостаточно мощности, мы в десять раз увеличиваем количество заряжаемых электромобилей. То есть у нас технические решения готовы, но, когда мы идём к застройщику, мне говорят: «А кто будет покупать – физлицо или управляющая компания?» И начинается: а чья это собственность, придомовая территория, а это обычно муниципалитета, иногда это ТСЖ, собрание собственников – ворох проблем.
М.Мишустин: А как вы хотите? Для того чтобы вы свою продукцию туда внедрили, вам в первую очередь надо сгенерировать спрос. Как по известной поговорке, что первично – курица или яйцо? – первичен спрос. Нужно понимать, что у значительного количества людей должны быть автомобили с электродвигателями, и только спрос даст возможность пробиться, в том числе и во все ТСЖ, и во все домохозяйства. Спрос.
Ю.Орлов: Да, я понимаю.
М.Мишустин: Кроме того, нужна конкуренция. Нормальная здоровая конкуренция такие решения, как ваше, очень сильно продвинет. Количество автомобилей с электрическим двигателем сейчас не столь велико. И увеличения его нужно добиваться в прогнозируемом определённом режиме, с возможностями, как вы правильно сказали, оснащения, в том числе электрическими заправками придомовых территорий, там, где живут люди, в офисах. Наверное, вначале, когда мы развивали этот проект, подход, связанный с электрозаправками между городами, между посёлками большими, тоже был логичен. Сейчас следующий этап – нужно дальше увеличивать объёмы производства внутреннего и объёмы импорта электротранспорта.
У нас, кстати, есть неплохие примеры. В Липецке заработало производство компании «Моторинвест». Около 3 тыс. электромобилей они уже до конца года рассчитывают выпустить, и увеличение это будет. Также целый ряд проектов сегодня есть, чтобы локализовать производство в России, импорт есть из многих стран. Поэтому первое: обязательно посмотрим, что можно сделать. У меня просьба передать свои предложения Минпромторгу, Денис Валентинович, посмотрите, как поддержать. То, что вы говорите, абсолютно логично. Один вопрос: локализация.