В День знаний Председатель Правительства осмотрел новые жилой и учебный корпуса школы и побеседовал с учащимися.
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. С ректором МГУ Виктором Садовничим
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. С ректором МГУ Виктором Садовничим и заместителем Министра науки и высшего образования Андреем Омельчуком
Михаил Мишустин осмотрел жилой корпус школы-интерната. С ректором МГУ Виктором Садовничим, заместителем Министра науки и высшего образования Андреем Омельчуком и учащимися школы
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. С ректором МГУ Виктором Садовничим и директором СУНЦ Кириллом Семёновым
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. С ректором МГУ Виктором Садовничим, директором СУНЦ Кириллом Семёновым и заместителем Министра науки и высшего образования Андреем Омельчуком
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. С ректором МГУ Виктором Садовничим, директором СУНЦ Кириллом Семёновым и заместителем Министра науки и высшего образования Андреем Омельчуком, доцентом кафедры математики Еленой Шивринской
Михаил Мишустин посетил Специализированный учебно-научный центр – школу-интернат имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова. В столовой нового корпуса школу. С ректором МГУ Виктором Садовничим
Беседа Михаила Мишустина с учащимися Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова
Беседа Михаила Мишустина с учащимися Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова
Беседа Михаила Мишустина с учащимися Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова
Михаил Мишустин во время беседы с учащимися Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова
Михаил Мишустин с учащимися Специализированного учебно-научного центра – школы-интерната имени А.Н.Колмогорова МГУ имени М.В.Ломоносова
Школа создана постановлением Совета Министров СССР в 1963 году по инициативе группы ведущих советских учёных (академики М.В.Келдыш, А.Н.Колмогоров, М.А.Лаврентьев, И.К.Кикоин, И.Г.Петровский) в числе четырёх школ-интернатов при ведущих университетах СССР (Московском, Новосибирском, Ленинградском, Киевском госуниверситетах).
В 1989 году СУНЦ МГУ присвоено имя основателя – академика А.Н.Колмогорова.
За время работы школа выпустила около 10 тысяч школьников, из них более 2 тысяч стали кандидатами наук, а из их числа около 300 стали докторами наук. В числе выпускников школы 19 академиков и членов-корреспондентов АН СССР, РАН, РАО, НАН РБ. Все три математических института РАН возглавляются выпускниками школы (МИРАН – академик Д.В.Трещёв, ИВМ РАН – академик Е.Е.Тыртышников, ИПМ РАН – член-корреспондент А.И.Аптекарев).
Ученики СУНЦ МГУ завоевали более 200 золотых, серебряных и бронзовых медалей международных олимпиад школьников по математике, физике, химии, биологии, информатике. С 2010 по 2022 год они получили более 464 дипломов заключительных этапов Всероссийской олимпиады школьников (ВсОШ).
В школу осуществляется конкурсный набор в 10-е классы по профилям: математика, физика, химия, биология, информатика для двухгодичного обучения, а также в 11-й класс по физико-математическому профилю на одногодичное обучение. Система обучения – университетская. Программа построена на уникальных методиках преподавания, способствующих получению фундаментальных знаний по профильным предметам, и нацелена на раскрытие способностей учеников. Количество обучающихся – 360 человек.
В рамках программы празднования 270-летия Московского университета 1 сентября 2022 года состоится открытие новых зданий кампуса школы. В 2020–2022 годах выполнено строительство двух новых (учебного и жилого) корпусов и капитальный ремонт существовавших учебного, двух спальных корпусов, стадиона и вспомогательных помещений.
В составе нового учебного корпуса (четыре этажа и цокольный этаж) классы для занятий (14 классов на 30 человек каждый), классы для практических занятий (три лаборатории по направлениям: химия, физика, биология), лекционные аудитории (две аудитории на 120 человек каждая), спортивный зал, столовая, раздевалка, медицинский пункт и библиотека.
В составе нового корпуса общежития – 30 жилых блоков по две комнаты на три человека в каждом с раздельным санузлом (всего на 180 человек). Имеются комнаты для обучающихся с ограничениями по здоровью, специальные санузлы и лифты.
Всего после завершения капитального ремонта и ввода в эксплуатацию старых корпусов в СУНЦ МГУ смогут обучаться до 540 учащихся и проживать в общежитиях до 393 человек.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Здравствуйте, ребята!
Реплики: Здравствуйте!
В.Садовничий: Уважаемые ребята!
Хочу представить Михаила Владимировича Мишустина, Председателя Правительства.
Поскольку он в нашей школе, хочу несколько слов о нём сказать. Михаил Владимирович очень талантливый был школьник, это мне известно. Он прекрасный математик. И когда я работал в общественном совете при налоговой службе, я видел, как Михаил Владимирович организовывал в стране цифровизацию, автоматизацию – такого по масштабам нет ни в одной стране. Всё, чем мы пользуемся, этими карточками и так далее, сделано благодаря прежде всего Михаилу Владимировичу. Он устанавливал супервычислители, компьютеры. Я говорю об этой стороне, потому что он очень талантлив как человек, который занимается наукой.
Хочу при вас поблагодарить Михаила Владимировича за строительство этого корпуса, это Правительство нам помогло. Это чудо, ребята! Вы поступили действительно в школу, которая является чудом. Мне так и хочется поступить тоже в эту школу.
Спасибо, Михаил Владимирович, что Вы поддержали нас, выделили финансы, и мы сегодня проводим первый день занятий.
Ребята, давайте поприветствуем Михаила Владимировича.
М.Мишустин: Спасибо.
После такого представления Виктора Антоновича хочу в первую очередь сказать, что я очень рад за вас. Замечательная новая школа, ремонт потрясающий.
В этом году 17,5 миллиона ребят, школьников пошли в наши школы. Около 155 новых школ сегодня открылось. По поручению Президента отремонтировали практически большинство школ. Буквально на днях Правительство разбиралось, где и что нужно сделать для того, чтобы школы были такими, как ваша. Виктор Антонович показал все классы, учебный корпус, научный корпус, общежитие – это просто здорово.
Ну а то, что ваша школа одна из лучших в мире, – это абсолютно точно. Из 10 тысяч школьников, которые окончили СУНЦ Московского университета, около 2 тысяч кандидатов наук, около 300 докторов наук, 19 академиков. Но это даже не главное. Здесь просто учат думать, учат заниматься любимым делом с душой.
И конечно, не могу не привести в пример выпускников СУНЦ, таких как Женя Касперский, если вы знаете его компанию. Вот я смотрю – у некоторых из вас в глазах удивление. Вы знали, что Касперский Евгений окончил СУНЦ МГУ? Да, именно так. Ну и многие другие. Юрий Матиясевич, президент Санкт-Петербургского математического общества. Очень много выпускников ваших достигли огромных успехов, трудятся в России.
Андрей Николаевич Колмогоров вместе с коллегами задумывал этот проект –его имени ваша школа – в 1963 году это было. Решили собирать самых талантливых и способных школьников Советского Союза. И специальные методики разрабатывали, очень много думали над этим. А Виктор Антонович в это время был секретарём комсомола на мехмате, я тоже об этом знаю.
Так получилось, что в своё время я тоже поступить сюда хотел. И меня даже пригласили, но не получилось, остался в своей школе. Это была, можно сказать, неосуществившаяся мечта.
И сейчас я очень рад вас всех видеть, поздравить от всей души с 1 сентября. Потому что инвестиция в знания – это то, что навсегда будет с вами. Я абсолютно уверен, что всё у вас получится. Хочу пожелать вам, чтобы знания, которые вы приобретёте здесь, вы потом умело использовали для достижения своих целей, и уже сейчас определили, кем вы хотите стать, куда поступить.
С 1 сентября вас, дорогие ребята!
В.Садовничий: Уважаемый Михаил Владимирович! Спасибо огромное. Вообще большое удовольствие и честь встречаться с Вами, человеком науки.
Здесь присутствует научный руководитель, она окончила кабинет методики преподавания элементарной математики, который возглавляет заместитель Председателя Государственной Думы Иван Иванович Мельников, тоже выпускник СУНЦа и мой ученик на кафедре. Так что мы очень тесно связаны.
Ребята, мы встретились с выдающимся человеком. И наверное, у вас есть вопросы. Пожалуйста, задавайте.
Л.Румянцева (ученица 11 «Х» класса, участница заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по химии, призёр Московской олимпиады школьников по химии, Москва): Что, на Ваш взгляд, важнее – талант или трудолюбие?
М.Мишустин: Хороший вопрос, не в бровь, а в глаз. Я скажу, что трудолюбие. Дай бог, чтобы был талант, вы все талантливы, но без трудолюбия ваш талант, наверное, не реализуется. Очень много есть примеров, когда талантливые ребята, не занимаясь серьёзно, не привыкая к усидчивости, к тому, чтобы набираться знаний, свой талант потом не использовали по назначению. Но, конечно, и трудолюбие надо тренировать, как мышцы. Вот как спортсмены тренируются, делают соответствующие упражнения и так далее. Так и здесь – трудолюбие, усердие. Это достигается тренировками, в том числе образом жизни, когда вы себя прямо заставляете работать над новыми знаниями. Тогда и талант проявляется. Без трудолюбия он не проявится.
А.Канухин (ученик 11 «В» класса, призёр заключительного этапа Всероссийской олимпиады школьников по информатике, Амурская область): Александр Канухин. Мой вопрос такой: как Вы считаете, какие сейчас направления научной деятельности наиболее перспективны для старшего школьника и будущего студента?
М.Мишустин: По научной деятельности практически всё сейчас межотраслевое, всё на стыке. Вы прекрасно понимаете, что на сегодняшний день данные играют очень важную роль. Основные компании, которые составляют 20 мировых лидеров, занимаются сбором данных. То есть вся двадцатка мировая изменилась. Потому что сбор данных даёт возможность их потом капитализировать, ими заниматься. И цифровые платформы, которые вокруг этого образуются, соединяют тех, кто хочет что-то заказать, с теми, кто может что-то произвести, – и потом мощную капитализацию поднимают, дают возможность развивать абсолютно разные направления.
Поэтому большие данные и всё, что с этим связано, – это одно из важнейших направлений. А там много применений, особенно математических алгоритмов и разных фундаментальных вещей.
Скажу также про искусственный интеллект. Очевидно, что всё, что мы сегодня видим, сложная алгоритмизация разных процессов позволяет человеку упростить свою жизнь. И искусственный интеллект сегодня – важнейшее направление. В ближайшие пять лет, думаю, в этой сфере будут достигнуты очень серьёзные результаты.
Новые аддитивные материалы – тоже важнейшее направление. Сегодня без новых материалов и новую технологию не сделать. А ещё из важных направлений, конечно, – биология, биохимия. И вообще новые технологии в любом качестве. Новые технологии в наше время всегда в цене.
Поэтому, ребята, у вас очень много будет возможностей, что выбрать, особенно после такой школы.
Е.Пономарёв (ученик 11 «Г» класса, призёр Московской олимпиады школьников по физике, Оренбург): Меня зовут Пономарёв Егор, я из Оренбурга. Хотел бы спросить Вас, какие проекты Правительство Российской Федерации запускает для привлечения молодёжи в науку?
М.Мишустин: Хороший вопрос. У нас есть национальный проект «Наука и университеты». В связи с ним мы стараемся сделать очень много таких инструментов, чтобы привлечь молодёжь. В частности, сейчас есть проекты класса «мегасайенс», очень серьёзные научные проекты, где можно работать с нашими физиками, строить свою судьбу. Там есть очень серьёзные достижения.
Есть такой проект – 30 инженерных школ, которые мы сейчас создаём, серьёзные средства выделены. И если у нас всё получится – а мы на это рассчитываем, – мы хотим придать самый серьёзный импульс развитию инженерных школ страны.
Есть и классические инженерные школы, о которых вы, наверное, знаете. Много региональных университетов, институтов, где есть технологические кафедры. Также есть гранты специальные, мегагранты – все они направлены на то, чтобы молодёжь увлечь. Конечно, всех интересуют и зарплаты, и чтобы интересное направление было, востребованное, поэтому надо выбирать.
Но самое главное – получить фундаментальные знания и подготовиться серьёзно к следующему шагу – к университету. А вы, конечно же, в лучшем положении – те, кто сюда поступил.
***
М.Мишустин: Уважаемый Виктор Антонович, уважаемые друзья! Во-первых, хочу поздравить ещё раз всех вас – и преподавателей, и детей с началом учёбы в этом замечательном новом здании, которое построено. Что можно сказать о СУНЦ? Уже 10 тыс. ребят закончили СУНЦ МГУ, знаменитый СУНЦ, который Андрей Николаевич Колмогоров в 1963 году вместе с ректором Петровским создал.
Все ребята, кто занимался математикой, физикой, мечтали учиться в знаменитом СУНЦ, тогда он по-другому назывался. Все, кто создавал эту школу, – учёные, академики – занимался методологией обучения, хотели сделать её одной из самых лучших. И это не просто удалось, она стала одной из лучших не только в России, но и в мире. Среди её выпускников около 2 тыс. кандидатов наук, около 300 докторов наук, 19 академиков Российской академии наук. В активе этой замечательной школы 270 медалей мировых олимпиад.
Я от души радуюсь, что у ребят появились новый учебный корпус, общежитие, возможность продолжать здесь учёбу. Это здорово. У нас всего четыре СУНЦ в стране, мы их, наконец, формально определили, нормативную базу сделали под СУНЦ – это Новосибирск, Екатеринбург, Санкт-Петербург и Москва. И теперь государство взяло на себя по поручению Президента все заботы. Теперь федеральный бюджет – в этом году около 0,5 млрд рублей выделено на содержание СУНЦ – будет, соответственно, осуществлять все необходимые функции, чтобы поддержать развитие СУНЦ. Так что в добрый путь!
Реплика: Спасибо вам большое!
В.Садовничий: Михаил Владимирович, я хочу сказать спасибо Правительству. Та помощь, которая была оказана за последние несколько лет, помогла нам развить инфраструктуру. А как сказал нобелевский лауреат по экономике Майкл Спенс, если мы хотим добиться успеха в экономике, надо вложиться в инфраструктуру образования. И я полностью согласен с его словами. Спасибо Вам лично!
М.Мишустин: Виктор Антонович, это, конечно, так, но в университете огромное количество блестящих профессоров, докторов наук, учёных, и, если сделать даже красивую инфраструктуру, без них ничего не получится. И хорошо, что здесь есть школа, которая даёт детям возможность стать тем, кем они планируют.