Тема брифинга: об итогах 2021–2022 учебного года и планах по подготовке к началу нового учебного года.
Вопрос: Сергей Сергеевич, добрый день! Глеб Фёдоров, портал «Объясняем.рф».
В образовании реализуются масштабные инфраструктурные проекты. Какие есть уже успехи на этом пути? И мешает ли тут текущая экономическая ситуация?
С.Кравцов: Этот учебный год завершился по тем планам, которые были установлены Президентом. Начну с дошкольного образования. Практически ликвидирована очередь в детские сады. Мы за последние три года построили более тысячи новых детских садов. И эта ситуация на контроле.
Что касается школ, то по поручению Президента до 2024 года мы должны построить 1,3 тыс. школ. Уже на сегодняшний день построено 697. Здесь тоже мы идём абсолютно в графике. И задачи, которые обозначены Президентом, будут реализованы.
Третий очень важный проект – это капитальный ремонт общеобразовательных учреждений. Мы за пять лет должны отремонтировать 7,3 тыс. общеобразовательных объектов.
Уже отобраны объекты на этот год. И ремонты начались в срок. В этом году будет отремонтировано 1,4 тыс. объектов, а за два года – более 3 тыс. Здесь тоже мы не видим каких-то сбоев или неисполнения сроков – всё идёт в плановом порядке.
Помимо капитальных ремонтов каждая школа получит порядка 6,5 млн рублей на оборудование. Сами учителя, директора школ совместно с учениками будут решать, на что потратить эти средства: закупить мебель, обновить компьютеры, или какие-то другие необходимые элементы инфраструктуры, образования нужны для школы. Это тоже очень важное дополнение к программе капитального ремонта.
Следующее – мы делаем акцент в первую очередь на сельские школы. Уже 15 тыс. сельских школ обеспечены соответствующим оборудованием для преподавания физики, химии, биологии, других естественно-научных дисциплин.
Развиваются школьные кванториумы. Эта работа будет продолжена в следующем году. Здесь мы не видим серьёзных проблем, поскольку ориентируемся на отечественные разработки.
В этом году мы разработали государственную информационную систему в поддержку традиционной системе образования – ГИС «Моя школа». Это система, которая защищена, полностью разработана на отечественном программном обеспечении, даёт возможность учителям из разных регионов, школьникам общаться между собой. Но ещё раз хочу подчеркнуть, что информационные технологии не заменяют традиционные системы обучения, это дополнение – сам учитель определяет, как использовать те или иные материалы.
Ещё очень важный вопрос – об этом нам пишут и говорят – по поводу учебников. Мы не отказываемся от бумажных учебников. Это наш принцип. Поэтому никакие изменения здесь не предполагаются: по основным предметам все учебники в бумажном формате.
Вопрос: Сергей Сергеевич, ещё одна актуальная тема – это горячие обеды. Как прошёл в этом плане год? Были ли какие-то сбои?
С.Кравцов: Это очень важное поручение Президента по обеспечению бесплатным горячим питанием учащихся начальных классов. Здесь также обеспечен контроль, в том числе со стороны родителей. У нас в этом году уменьшилось практически в 20 раз количество жалоб. Ориентируемся на отечественных производителей, в том числе молочной и мясной продукции. Тесно взаимодействуем с Министерством сельского хозяйства, с Роспотребнадзором. Поэтому в основном этот проект идёт также без сбоев – все школьники начальных классов обеспечены бесплатным горячим питанием. Эту работу мы продолжим и в следующем году. У нас на портале госуслуг каждый может оставить свои пожелания, замечания, вопросы. Мы максимально оперативно на все отзывы, вопросы отвечаем, реагируем. Полная открытость – успех данного проекта. Чтобы было меню на сайтах школ, чтобы родители могли прийти и убедиться в качестве горячего питания. Всё это, включая участие родителей, родительских комитетов – о чём говорил Президент нашей страны, – обеспечивает нам успешную реализацию этого проекта.
Вопрос: Началась летняя оздоровительная кампания. Одно из нововведений – это внедрение воспитательных программ. Как в целом проходит оздоровительная кампания? И почему сейчас такое пристальное внимание уделяется воспитательной работе?
С.Кравцов: В целом оздоровительная кампания проходит достаточно успешно. Очень помогла программа детского кешбэка, которая по поручению Президента была продлена и в этом году. Мы включили в эту программу не только стационарные детские лагеря, но и лагеря палаточного типа. Об этом тоже очень многие говорили. Такое решение принято.
Мы совместно с Роспотребнадзором, Министерством внутренних дел, Министерством здравоохранения провели приёмку всех детских лагерей. Сегодня на постоянном контроле у нас находится вся оздоровительная детская кампания.
Сейчас по поручению Президента готовится новая программа развития детского отдыха. Мы совместно с Советом Федерации её обсуждаем. В эту работу включилась и Валентина Ивановна Матвиенко. Поэтому мы надеемся, что эта программа тоже будет принята и позволит расширить возможности детского отдыха.
Что касается воспитательной работы, то действительно это очень важно: все мы прекрасно понимаем значение воспитательной работы для формирования личности школьника. Нравственные ценности, любовь к большой и малой родине, уважение к взрослым, доброта, здоровый образ жизни, трудолюбие. И очень важно, чтобы эти ценности прививались со школьной скамьи. Поэтому мы организовали в этом году систему такой воспитательной работы, которая в том числе включает и поднятие государственного флага, исполнение государственного гимна, проведение уроков «Разговоры о важном» по тем темам, которые интересуют школьников.
В конце этого учебного года мы предложили школам на добровольной основе поднимать флаг, исполнять гимн. И многие школы, сами ребята изъявили такое желание. Здесь не должно быть, как сказал Президент, формализма. И сегодня мы делаем всё, для того чтобы сами школьники понимали значение государственных символов.
Ведь государственный флаг и государственный гимн – это в том числе история нашей страны, и в государственных символах заложены великие победы, великие достижения нашей страны, о которых должны знать школьники.
Еженедельно будут проводиться в понедельник, перед началом учебной недели, уроки «О важном», где ребята могут обсудить те вопросы, которые их интересуют, из жизни школы, региона, страны в целом.
Вопрос: Сергей Сергеевич, одна из целей национального проекта «Образование» войти в топ-10 по качеству образования в мире. Удаётся ли реализовать нам эту задачу?
С.Кравцов: Реализация национального проекта и тех задач, которые поставлены перед нами Президентом, и та поддержка, которую осуществляет Правительство, по развитию системы школьного образования показывают свои результаты. В прошлом году мы превысили динамику по вхождению в 10 стран по качеству общего образования. У нас плановый показатель должен был быть 14, а составил 13,5. В этом году у нас плановый показатель должен был быть 13,75, по предварительным расчётам – 12,7. То есть мы на целый пункт опережаем плановые показатели. Для кого-то может это показаться незначительным, но все показатели рассчитываются на основании множественности параметров – и по качеству начальной школы, по качеству основной школы, по качеству естественно-научного образования. Поэтому тот факт, что мы идём с опережением, несмотря на пандемию и на те вызовы, которые стоят перед нами, говорит о том, что мы на верном пути.