Тема брифинга: о ситуации в экономике о мерах по её поддержке.
Вопрос: Максим Геннадьевич, добрый день. Какова на текущий момент ситуация в российской экономике?
М.Решетников: Росстат вчера выпустил данные по апрелю. Оценка сокращения ВВП – 3%. Это апрель этого года к апрелю прошлого года. Повлияло в первую очередь ограничение логистики. Мы это видим по темпам снижения в оптовой торговле и транспорте. Промышленность оказалась гораздо более устойчивой к этим процессам. Запустился процесс адаптации. Тем не менее минус 1,6% – то, что мы видим. Причём картина очень пёстрая, в обработке – от минус 64% в автомобилестроении до плюс 32% в фарме. То есть динамика очень разная. Логистические ограничения, сокращение импорта, в том числе промежуточного импорта – деталей, комплектующих и так далее, – всё это, конечно, заставляет отрасли по-разному чувствовать на себе все эти ограничения. При этом строительство – плюс 8%, в сельском хозяйстве неплохая ситуация – правда, на фоне достаточно слабой базы прошлого года. Поэтому в целом это то, что мы и ожидали.
Идёт структурная адаптация экономики. В то же время цифры подтверждают, что развивается кризис спроса. Оперативные данные, которые мы видим по маю, в общем и целом говорят о том, что потребительское кредитование в настоящий момент замерло. Ипотека благодаря запуску льготных программ последние недели показывает определённый рост, но в то же время пока этот рост не способен переломить общую ситуацию. Правительством запущены меры – в первую очередь программы льготного кредитования. Они позволяют удержать общий кредитный портфель предприятий, юридических лиц на уровне апреля, но в то же время никакого роста нет. Поэтому денежная масса, к сожалению, здесь сокращается. Мы приветствовали решение Банка России на прошлой неделе – внеплановое снижение процентной ставки, ключевой ставки. Но, разумеется, ждём следующей недели и рассчитываем, что эта тенденция продолжится – Банк России сигналы дал. Только с перезапуском кредитования, рыночного кредитования на сегодняшний момент мы сможем помочь экономике адаптироваться к структурному сдвигу, который начался.
Ситуация на рынке труда пока стабильна. Мы достигли практически исторического минимума по безработице – 4%. Но эта ситуация не должна обманывать. Если у нас затянется кризис спроса, предприятия вынуждены будут… Сейчас они просто терпят убытки в ожидании перенастройки, в ожидании восстановления спроса, но рано или поздно это может привести к сокращению занятости. Мы по опережающим индикаторам видим, что риски здесь есть. Внимательно за ними следим. Поэтому нам, конечно, очень важно, чтобы этот спрос, потребительское кредитование, ипотечное, кредитование предприятий восстановились. Бюджетные расходы – здесь мы делаем максимум, чтобы максимально деньги пошли в экономику и экономика перезапустилась.
Вопрос: Как государство планирует реагировать на возможное снижение инвестиционной активности компаний?
М.Решетников: Цифры I квартала показывают существенный рост инвестиций. У нас такого роста инвестиций не было с 2012 года. В реальном выражении – плюс 13% рост инвестиций. И это существенная цифра. Понятно, на чём она основана. Прошлый год был хорошим для предприятий, был большой объём прибыли. Эту прибыль предприятия активно реинвестируют.
Но мы понимаем, что инвестиции обладают определённой инерцией. И мы, конечно, ожидаем снижения объёма инвестиций. Эту тенденцию будет сложно поддержать в полном объёме. Но мы рассчитываем – и это наша задача сейчас – максимально помочь предприятиям завершить новые инвестиционные проекты и как можно быстрее нащупать новые точки роста, новые точки развития, которые неизбежно появятся даже в этой ситуации. Что здесь мы делаем?
Первое. Мы перезапускаем фабрику проектного финансирования, прилагаем большие усилия для того, чтобы концессионные отношения адаптировались. В частности, Правительство внесло в Государственную Думу законопроект, который позволяет гибко адаптировать действующие концессионные соглашения, а у нас по ним идёт большой объём инвестиций под текущие условия.
Более того, мы допускаем, что в ряде случаев в этом году дадим право регионам по отдельным направлениям заключать новые концессионные соглашения, даже минуя конкурсные процедуры, чтобы делать это быстро. Мы это делаем под ответственность регионов и по их просьбе.
Мы перезапускаем механизм соглашения о защите и поощрении капиталовложений. Буквально на этой неделе Председатель Правительства подписал постановление о создании соответствующей системы, которая позволит нам и инвесторам заключать все эти соглашения и вести учёт обязательств в электронном виде максимально прозрачно, гибко. Наработки налоговой службы активно в этом используются, коллеги нам помогают. Поэтому мы достаточно много усилий прилагаем, с тем чтобы перезапустить сейчас инвестиционный процесс.
Вопрос: Максим Геннадьевич, в текущей ситуации ряд российских компаний вынужден возвращаться в российскую юрисдикцию. Как им готово помочь государство?
М.Решетников: У нас для этого достаточно много прилагается усилий. Наверное, главное – это закон о специальных административных районах. Напомню, у нас их два – Калининград и Владивосток. В этих специальных районах создано особое право, там можно использовать элементы английского права, мы имплементировали это в наше законодательство. Туда могут перемещаться компании из других юрисдикций. Есть такой сложный термин – «редомициляция». Мы в этом году достаточно большой объём послаблений сделали, максимально упростили эти процессы. Не всегда наши компании переезжают из дружелюбной среды. Но, как правило, это среда, которая крайне негативно к ним относится. Поэтому можно переезд делать по копиям документов. Делается всё это быстро, можно быстро перезапускать деятельность.
У нас на сегодняшний момент, за пять месяцев, переехало уже столько же компаний, сколько за весь прошлый год. И достаточно большой спрос мы видим: 26 компаний переехало, 16 компаний уже подали документы, ещё несколько десятков компаний активно интересуются. Надо понимать, что это, как правило, головные компании крупных холдингов, поэтому их переезд сюда – это стабильность управления российским бизнесом, стабильность сохранения рабочих мест здесь и продолжение инвестиционных проектов.
Плюс, надо сказать, мы активно помогаем здесь и нашим российским компаниям, которые так или иначе были связаны с западным капиталом, с иностранным капиталом, имели в советах директоров представителей западных компаний, которые зачастую сейчас просто не принимают никаких решений. Не то что блокируют их, а просто не участвуют в советах директоров, в ряде случаев кворум потерялся и так далее. Мы сейчас подготовили законопроект, который позволяет российским компаниям, российским собственникам спокойно и дальше управлять, невзирая на это неучастие в их деятельности представителей недружественных стран.
Мы активно общаемся с бизнесом, бизнес ставит вопросы, регионы, комиссии Госсовета активно в этом участвуют – мы раз в неделю проводим совместное заседание рабочих групп. Мы это всё оперативно отрабатываем. И Председатель Правительства на еженедельной основе заслушивает, рассматривает наши предложения, поддерживает, Правительство постоянно работает в онлайн-режиме.