Тема брифинга: о мерах поддержки бизнеса.
Вопрос: Максим Геннадьевич, добрый день! Как реализуются меры поддержки российского бизнеса?
М.Решетников: Сейчас все наши силы сосредоточены на запуске программ льготного кредитования, и действительно, за последние неделю-полторы произошёл перелом. Мы видим это по нашим ключевым программам. По программе льготного кредитования промышленности и торговли на сегодняшний момент одобрено и подписано более 600 млрд рублей кредитных соглашений, в том числе порядка почти 150 млрд рублей по состоянию на прошлую пятницу было уже реально выдано. То есть физически деньги ушли на счета предприятий. Аналогичная программа активно реализуется в секторе агропромышленного комплекса. Там у нас одобрено кредитных соглашений на 75 млрд рублей и выдано более чем на 30 млрд рублей – это уже перечислено средств. Почему это так важно? Потому что как раз сейчас многие компании и в связи с высокими ставками, и в связи с неготовностью зачастую банков кредитовать столкнулись с ограничением кредитования. Поэтому очень важна эта программа по системообразующим компаниям, где и ставки субсидируются из федерального бюджета, и поручительства выданы, и, как правило, 50% всего риска ВЭБ (то есть государство по сути) берёт на себя. То есть впервые мы делим с банками риски кредитования реального сектора. Поэтому это так важно. Ну и системообразующие компании, которые получают эти ресурсы, они их распределяют дальше по цепочкам: размещают заказы у смежников, а торговля закупает у наших российских компаний или у импортёров. Поэтому важно, чтобы этот комплекс так системно работал. И плюс к этому: такие крупные компании – это одна сторона или один конец цепочки, а другой конец цепочки – это малый и средний бизнес. Там тоже запущены четыре программы, и мы видим, что все эти программы тоже раскручиваются, идут достаточно активно.
Нас очень радует, что по программе Банка России с льготным фондированием пошли не просто реструктуризации кредитов, как было в первые две недели, но и новые выдачи более чем на 50 млрд рублей, причём это порядка 5 тыс. кредитов, такая хорошая динамика. То же самое у нас идёт по совместной программе Банка России и Корпорации МСП – там уже инвестиционные кредиты поддерживаются, тоже 50 млрд рублей выдано.
Следующая программа – это зонтичные поручительства со стороны Корпорации. Речь идёт о ситуациях, когда у малых предприятий недостаточно своего капитала и банки при прочих равных не готовы к кредитованию, тогда тоже выступает Корпорация: предоставляет дополнительные поручительства, по сути, замещает капитал, которого у предпринимателей нет, и предприниматели получают кредиты, тоже эти инвестиционные цели реализуют.
Почему я так подробно говорю про инвестиционные цели? Потому что в конечном итоге нам нужно дальше расширять предложение. Новые предложения без инвестиций не появятся, и более того, очень важно сейчас те проекты, которые уже стартовали, где предприятия уже купили оборудование, например, и нужно пуско-наладку провести, доделать что-то или достроить, или уже всё проинвестировали и надо открываться – оборотка нужна. И очень важно их поддержать в этот момент, чтобы у нас не было брошенных инвестпроектов, это касается и малых проектов, и крупных проектов – мы о них тоже думаем, чтобы максимально довели до ума всё то, что начали. Понятно, что новый инвестиционный цикл – это ещё отдельный вопрос, но очень важно, чтобы то, что мы начали делать, мы доделали. Поэтому мы этим занимаемся. И оборотка, и инвестиционка – два приоритета, которые у нас есть в экономике, наряду с десятком других задач, которые мы также решаем по расширению импорта, по другим вопросам. В плане, допустим, тех же самозанятых у нас в первом квартале новый инструмент открылся: как возможность самозанятых, так и субъектов малого и среднего бизнеса участвовать в закупках крупных корпораций. И мы видим, что уже почти на 400 млн рублей только за первый квартал самозанятые поучаствовали в этих закупках. Это и какие-то перевозки, и оказание консультаций, финансовых услуг, то есть всё-всё-всё, что могут делать самозанятые, корпорации потихоньку начинают это брать.
Что касается расширения импорта, вы знаете, что повышены нормы беспошлинного ввоза с 500 до 1000 евро. Они, кстати, сегодня уже заработали, равно как решение по обнулению пошлин, более чем для тысячи позиций в полном объёме. Именно с сегодняшнего дня полностью вступили в силу все решения. Всеми этими и другими вопросами мы занимаемся и еженедельно у Председателя Правительства их рассматриваем, плюс запущен механизм отраслевых совещаний у Президента.
Вопрос: Максим Геннадьевич, в самом разгаре посевная и читатели портала «Объясняем.рф» интересуются по поводу сельского хозяйства. Вот, в частности, программа «Агростартап» – что это такое и какие будут в этому году условия для получения субсидии?
М.Решетников: В этом году Правительство по поручению Президента уделило особое внимание запуску посевной, потому что в конечном итоге от этого зависит уровень инфляции, который мы получим на конец года, так как наша инфляция во многом определяется продовольственными товарами. От этого зависит и уровень процентных ставок, уровень инвестиционной активности и так далее, поэтому вопрос посевной – это вопрос не только и уже далеко не только посевной.
Был принят комплекс мероприятий, который состоит из нескольких блоков. Во-первых, мы серьёзно увеличили субсидирование процентных ставок по кредитам, которые даются на проведение сезонных полевых работ. На сегодняшний момент почти 300 млрд рублей кредитов, которые в этой сфере при поддержке Минсельхоза, федерального бюджета выданы тем, кто работает на земле. Это очень большой объём, он почти на 30% (28,7%, по-моему) больше, чем в прошлом году. То есть мы существенно нарастили кредиты, благодаря тому, что выделили дополнительные деньги.
Дальше. Буквально на прошлой неделе Правительство выделило ещё 10 млрд рублей для компенсации расходов селян. Эти деньги пойдут в регионы, и регионы доведут их до сельхозпроизводителей. Эти деньги мы доводим не по итогам (обычно мы по итогам посевной компенсируем часть понесённых расходов).
И третий блок вопросов – это механизмы поддержки личных подсобных хозяйств, крестьянско-фермерских хозяйств, то есть небольшого бизнеса, который работает на земле и который производит значимую часть, например, того же картофеля, овощей закрытого грунта и так далее. Поэтому там тоже существует своя программа поддержки. Она реализуется в рамках нашего национального проекта и состоит из нескольких элементов.
Первое – это агростартап. Это когда крестьянско-фермерские хозяйства, индивидуальные предприниматели, личные подсобные хозяйства могут обратиться в свои региональные министерства сельского хозяйства и получить грант на старт этого бизнеса или на какую-то раскрутку, что называется. Гранты эти делятся таким образом: до 2 млн рублей – нужно создать не менее одного рабочего места, свыше 2 млн рублей – два рабочих места. Достаточно широкий перечень направлений, куда можно потратить эти средства: на закупку средств малой механизации, семян и так далее. Это то, с чего стартуют.
Второй этап – это когда уже предприятие стартовало, проработало больше года, есть совместная программа Минсельхоза и Корпорации МСП, которая предполагает, что даётся небольшой грант, корпорация даёт поручительства, а всё остальное инвесткредит. Там, по-моему, 5–25 и 7–75, такие пропорции.
И следующий этап – это уже рост, уже производство. Третий элемент – это уже программа, нацеленная на кооперацию фермерских хозяйств, когда корпорация помогает попасть им на полку, что называется. Это даёт возможность работать как раз в кооперации с крупными сетями, корпорация помогает. То есть собираются несколько крестьянско-фермерских хозяйств, несколько производителей, выбирается кто-то один, старший, что называется, упаковывается всё в единую брендовую линейку с чётким пониманием продукции и дальше при помощи корпорации эта продукция попадает уже на полку потребителя. Это система выращивания нашего малого, а в перспективе среднего бизнеса именно в сфере сельского хозяйства. Ещё раз подчеркну, что это крайне важно, потому что от этого зависит уже не только динамика потребительских цен и не только насыщенность нашего рынка и удовлетворённость населения, что, конечно, является главным, но в то же время зависит масса других экономических процессов, поэтому самое серьёзное внимание этому уделяется.
Вопрос: Ещё такой вопрос: в начале апреля Правительство ввело полугодовой мораторий на банкротство граждан и юрлиц. Коснётся ли это выплаты алиментов и причинённого вреда? И сохранится ли добровольное банкротство физических лиц?
М.Решетников: Во-первых, никто не запрещает добровольное банкротство. То есть если предприятие или физическое лицо видит невозможность выбраться из сложившейся ситуации с задолженностью самостоятельно, кроме как через процедуру банкротства, то такая возможность оставлена. Напомню, что процедура банкротства – это цивилизованная процедура, понятно, что она накладывает ограничение на какой-то период в будущем, но тем не менее это абсолютно цивилизованная процедура.
Второй момент – по поводу алиментов: нет, взимание алиментов является обязательной частью, и никакой мораторий на банкротство процедуры этой не в состоянии остановить.