Тема брифинга: об исполнении плана мер поддержки экономики в условиях ограничений.
М.Решетников: Некоторые итоги недели. Несколько важных решений для наших компаний.
Первое решение – по так называемому делистингу – касается тех компаний, у которых были депозитарные расписки на западных финансовых рынках. Теперь их акционеры обязаны вернуться домой. В какой форме это будет происходить? Теперь акционеры, которые владеют этими расписками, имеют возможность конвертировать их в акции, которые уже обращаются на наших фондовых рынках здесь, дома.
Почему это сделано? Во-первых, сами по себе депозитарные расписки идут из периода становления нашего финансового рынка, когда, собственно, не было и финансового рынка в том понимании, как мы привыкли сейчас это понимать, и инструментов таких сложных, как сейчас, не было. Тогда наши акции – акции наших крупнейших эмитентов – а это и «Газпром», и «Роснефть», и «Аэрофлот», и Сбербанк, и многие другие – отдавались в залог иностранным крупным банкам, и те на них выпускали расписки. И эти расписки уже торговались. Сейчас, когда у нас разрыв в акциях может составлять не только разы, а где-то даже и десятки раз – там и здесь (здесь акции стоят дороже), никакого смысла их котировать там нет. Поэтому наши российские акции, российские эмитенты, если не будет принято Правительством иного решения, обязаны будут вернуться сюда. Это первое решение.
Второе решение. Предлагаем Государственной Думе упростить бай-бэк, то есть выкуп собственных акций компаниями. Они могут выкупить эти акции, так называемые казначейские акции, и, соответственно, мы ускоряем процедуры, чтобы не нужно было полгода рассчитывать цену, потому что сейчас всё волатильно. То есть максимально упрощаем этот вопрос. Это тоже позволит поддержать капитализацию акций в конечном итоге, а значит, залоги, а значит, инвестиции, кредитование и так далее.
И третье решение, тоже
крайне важное. Мы говорили о нём в понедельник. Это банкротство. Правительство приняло решение в соответствии с
полномочиями, которые Государственная Дума нам дала, и на шесть
месяцев объявлен мораторий на банкротство. То есть нельзя будет теперь
обратиться, подать заявление. Соответственно, у компаний появляется чуть больше
свободы для того, чтобы в этой сложной ситуации разобраться с долгами и
сохранить свою деятельность.
Из важных вопросов, которые обсуждались на этой неделе, хотя законодательно пока не оформлены, но мы над этим работаем, – это тема лизинга. Вы знаете, что у нас очень многие компании предоставляли в лизинг реальному сектору экономики оборудование. И там тоже были плавающие ставки. И мы ту же систему, которую ввели с банками, когда заёмщику, который взял по плавающим ставкам, даётся льготный период для постепенного перехода к текущему уровню ставок, потому что ставки резко выросли, – такую же систему, льготный период мы сделаем и в лизинге. Это первый момент. И второй момент, мы дадим возможность заёмщику выкупить оборудование, в первую очередь автомобили, автобусы и так далее. Это для транспортников крайне важно, чтобы они могли по понятным ценам выкупить и нормально работать.
Вопрос: Глеб Фёдоров, портал «Объясняем.рф» Вопрос не частый, но чувствительный. Может ли банк попросить заплатить за оформление кредитных каникул? Куда обращаться, если просят заплатить?
М.Решетников: По кредитным каникулам никаких комиссий, плат и так далее быть не может. Это право заёмщика и обязанность банка – бесплатно оформить все эти документы и дать эти рассрочки. Поэтому, если есть какие-то вопросы, надо обращаться в Центральный банк с жалобой, и Центральный банк в рамках своих контрольных и надзорных полномочий уже проверит банк и заставит его сделать то, что должно быть по закону.