Тема брифинга - об импортозамещении и функционировании ряда отраслей промышленности в условиях санкционных ограничений
Из стенограммы:
Вопрос: Денис Валентинович, есть ли в России иностранные предприятия промышленности и торговли, которые заявили об окончательном уходе с российского рынка, а не о приостановке поставок и производства? Какие это компании и рассматривается ли возможность применения внешнего управления для них?
Д.Мантуров: Пока о таких решениях предприятий торговли нам неизвестно. Есть экономоператоры, которые приостановили деятельность по разным причинам. Кто-то ссылается на логистические проблемы. При этом все сохраняют свои социальные обязательства, выплачивают заработную плату. Вопрос: надолго ли это?
На сегодняшний день, как я уже сказал, о таких заявлениях – хлопнули дверью и ушли – нам неизвестно.
Вопрос: Глеб Фёдоров, портал «Объясняем.рф». «Биржа импортозамещения»: каковы ожидания от её работы и, может быть, какие-то первые результаты?
Д.Мантуров: Биржа сформирована на базе электронной коммерческой площадки Газпромбанка. Мы взяли с коллегами готовую платформу, добавив туда сегмент, который направлен именно на коммуникацию потенциальных предприятий, которые нуждаются в поставках компонентов, агрегатов и комплектующих, чтобы более оптимально и в ускоренном режиме оптимизировать кооперационные связи. Что касается результатов работы, эта площадка функционирует чуть больше недели, и за первую неделю объём сделок составил почти 300 млн рублей. Понятно, что это только начало, люди знакомятся с правилами, с тем, как функционирует эта площадка. Но я уверен, что она себя зарекомендует. Условия максимально доступные, то есть регистрироваться можно на бирже бесплатно. Те участники, которые заявились и приняли участие в работе этой торговой площадки, заинтересованы продолжать взаимодействовать.
Вопрос: Мария Мажинян, агентство ТАСС. Хотела уточнить по поводу самолёта МС-21. Продолжается ли его производство в условиях санкций? И также самолёт Ту-214 и Ил-96. Действительно ли есть сейчас необходимость старта серийного производства этих самолётов?
Д.Мантуров: Что касается самолёта МС-21. Вы знаете, что у нас продолжается работа по сертификации. И до конца года будет поставлено в подконтрольную эксплуатацию два самолёта МС-21.
Нам отказано в поставке компонентов в рамках нашей широкой международной кооперации. Даже заранее предоплаченные заказы сегодня заморожены и не поставляются.
Причём объяснений нет никаких. Но мы сделали вывод, что ждать у моря погоды точно смысла нет, и будем интенсифицировать работу по импортозамещению, имея в виду заранее подписанные соглашения с компаниями, которые заинтересованы в этой работе. В первую очередь это всем известные структуры, которые располагаются на территории России, но мы не исключаем и международные кооперации с дружественными нам странами. Работа ведётся. По МС-21, скорее всего, это будет 2024 год – по завершении работ по импортозамещению, завершении всех сертификационных процедур. Потому что любая компонента, которая меняется в самолёте, требует проведения соответствующих процедур и испытаний, для того чтобы соответствовать всем требованиям авиационной безопасности.
Ну и не надо забывать про самолёт «Сухой Суперджет». Здесь несколько иная ситуация. У нас на 19 бортов полностью имеется комплектация зарубежная, и до конца года будут исполнены контракты в этом объёме 19 машин. Плюс часть бортов, так называемые белые хвосты, – это те машины, которые не были реализованы заказчикам. Мы их сейчас доводим до лётной годности, и они будут также поставлены нашим российским эксплуатантам. Что касается программы импортозамещения, с учётом того, что по «Суперджету» она началась на год раньше, в 2018 году, то в следующем году мы рассчитываем на полное завершение импортозамещения, проведение всех необходимых сертификационных полётов, испытаний и намерены уже начать поставку «Сухого» в российских комплектующих.
Что касается хорошо известных самолётов Ту-204, Ту-214, Ил-96, возможность расширения объёмов производства присутствует. И что касается в первую очередь машин Ту-214, которые сегодня производятся на Казанском авиационном заводе и поставляются в основном государственной авиации, мы сохраним принятый ранее формат по поставке нашим основным заказчикам. Но при этом мы прорабатываем вариант, при котором мы сможем увеличить темп производства с сегодняшних двух-трёх самолётов в год до десяти самолётов. Эта работа будет вестись параллельно на КАПО (Казанское авиационное производственное объединение им. СП.Горбунова) с учётом работы, которую мы проводим по Ту-204 и по перспективному самолёту дальней авиации. Так как это единый производственный комплекс, мы будем иметь в виду, предусматривать в том числе дополнительные сборочные мощности для Ту-214. Возобновлять производство Ту-204, считаем, нет смысла.
Что касается Ил-96, завершаем в этом году работу по Ил-96-400 в удлинённой версии с модернизированной авионикой.
Мы приняли решение следующий год посвятить также работам по досертификации компонентов, которые необходимо импортозамещать. Мы перейдём на Ил-96-400 на их производство по требованию заказчиков с 2024 года по мере исполнения тех заказов, которые сейчас находятся на воронежском авиационном предприятии.
Вопрос: Ксения Бачманова, «Интерфакс». Рассматривают ли власти в качестве меры поддержки металлургов отмену повышенного НДПИ, который был введён в начале этого года, и акциза на жидкую сталь? Если нет, то планируется ли как-то пересматривать параметры, потому что налог и акциз привязаны к мировым ценам и значительно повысились за последний месяц?
Д.Мантуров: Мы с коллегами из металлургической отрасли пришли к общему решению – отвязаться от цен на Лондонской бирже металлов и внутренний рынок рассчитывать исходя из рублёвой составляющей. И в этой связи мы с Министерством финансов должны будем прийти к общему знаменателю, имея в виду, что внутренний рынок и внутренние цены должны рассчитываться из расчёта рублёвой составляющей.
Что касается экспортных поставок, мы посмотрим, во-первых, что будет происходить с экспортными рынками. Они сегодня сильно перестраиваются, меняются, сужаются в определённом смысле. И наши коллеги-металлурги будут нацелены в первую очередь на обеспечение внутренних потребностей. Поэтому мы ведём сегодня комплексную работу в Правительстве с коллегами из Министерства финансов, Минэкономразвития, Минтранса, Минстроя в части инфраструктурных строек, которые обеспечат потребность в металле, в увеличении объёмов для того, чтобы сохранить коллективы предприятий металлургии, но и, конечно, сохранить работу технологического цикла, включая доменные печи. Как вы знаете, если один раз их затушить, то потом уже возобновить работу будет невозможно. Просто придётся их демонтировать и строить заново, поэтому мы не должны допустить такого развития событий. Мы с Министерством финансов находимся в постоянном контакте, будем исходить из складывающейся сегодня и в будущем конъюнктуры для того, чтобы это было посильно для предприятий металлургии и чтобы это было эффективно для формирования бюджета с точки зрения доходной его части.
Вопрос: Вопрос, касающийся автопрома. Были ли уже иностранные производители, которые сообщили о желании уйти из российских СП и передать свою долю? Если да, то кому они готовы передать эту долю? Можно ли сейчас оценить, сколько людей могут быть сокращены в автопроме, отправлены в длительные отпуска, насколько это может быть масштабно?
Д.Мантуров: Мы пока со всеми автопроизводителями, иностранными брендами, находимся в диалоге, с кем-то у нас есть чёткое понимание, что они сохраняют и производственные мощности, и поставки комплектующих на нашем рынке, а, возможно, с кем-то нам придётся, к сожалению, попрощаться, потому что мы не можем ждать бесконечно. Неработающее предприятие – это неуплата налогов и деградация, собственно, самого производства. Поэтому я очень надеюсь, что мы придём к какому-то общему знаменателю до конца этого месяца либо до начала апреля, имея в виду наши дальнейшие планы. Потому что мы не сидим на месте, и мы формируем повестку и планы относительно того, как будет функционировать каждое из предприятий в России. Это касается не только автопрома, а всех промышленных предприятий, где иностранные владельцы находятся в раздумье либо уже приняли для себя какое-то решение, но пока ещё не озвучили. Чтобы не допустить длительного простоя и длительной логистической перестройки на другие компоненты, на другие, возможно, бренды, мы и формируем такие планы. Поэтому, как я сказал, к концу этого месяца или началу следующего мы начнём уже детально и предметно говорить с иностранными коллегами о принятии ими взвешенных решений.
Вопрос: В продолжение вопроса про автопром – про господдержку отрасли. Говорилось о госзаказе на 20 млрд рублей. Есть программы льготного кредитования, льготного лизинга. Насколько вероятно, что они будут запущены, насколько сейчас они актуальны? Есть ли какие-то другие меры?
Д.Мантуров: Что касается льготного кредитования и лизинга. Наверное, пока до конца не выстроится вся цепочка логистики и ритмично не начнётся производство автомобилей, смысла запускать эту программу на сегодняшний день нет. Но при этом, если помните, Правительством было принято решение по поручению Президента на трёхлетку предусмотреть средства на целевые поставки, например, автомобилей скорой помощи и школьных автобусов.
Такая же работа велась в 2020–2021 годах относительно сдвижки влево тех заказов, которые были в планах у государственных заказчиков, и такая работа была проведена. Мы должны теперь пересмотреть, потому что мы и так сдвинули влево те объёмы, которые стояли на 2023–2024 годы, на текущий год. И скорее речь будет идти о формировании целевого заказа уже на 2023 год, потому что 2022 год по нашим расчётам свёрстан у российских производителей.
Но, например, льготные займы в части компенсации процента ставки по оборотному капиталу мы предусмотрели для всех отраслей обрабатывающей промышленности, включая автопром, с четверга прошлой недели, поэтому коллеги уже рассчитывают на эти средства и ведут работу с банками для получения оборотных кредитов.
Плюс мы отсрочили уплату утилизационного сбора, что тоже в свою очередь даёт возможность высвободить средства для пополнения оборотного капитала. И мы сейчас формируем общую позицию с отраслью, для того чтобы вносить в Правительство на последующее рассмотрение предложения в очередные пакеты поддержки. По мере формирования предложений мы будем выходить с инициативами.