Обсуждалось, в частности, участие России в международных климатических проектах, научные исследования на Северном и Южном полюсах, модернизация наблюдательной сети службы, а также вопросы цифровой трансформации Росгидромета.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Игорь Анатольевич, Вы возглавляете очень важное ведомство – Росгидромет, которое наделено важнейшими государственными функциями мониторинга окружающей среды. И, можно сказать, от функционирования Росгидромета зависит благополучие многих россиян.
Росгидромет является также одним из ключевых участников международной климатической повестки России, в том числе в рамках Киотского протокола и Парижского соглашения. Вы лично координируете от Российской Федерации исполнение Рамочной конвенции Организации Объединённых Наций об изменении климата. Хочу, чтобы Вы рассказали подробнее об этой части работы Росгидромета.
И.Шумаков: Уважаемый Михаил Владимирович!
Действительно, Российская Федерация уделяет огромное внимание вопросам борьбы с изменением климата. Росгидромет как национальный координатор и я лично широко представляем позицию Российской Федерации на международной арене. На площадке Рамочной конвенции ООН об изменении климата мы выступаем прежде всего за разумный подход к достижению углеродной нейтральности.
Что это означает? Прежде всего в борьбе с изменением климата надо учитывать необходимость устойчивого экономического развития страны и обеспечения благополучия наших граждан и граждан других стран мира.
В вопросе достижения углеродной нейтральности также акцентируем важную роль лесных и других экосистем, атомной энергетики, гидроэнергетики, других альтернативных источников энергии.
Как Вам известно, в ноябре прошлого года состоялась 26-я Конференция сторон Рамочной конвенции ООН в городе Глазго. Участие российской делегации было организовано Росгидрометом. На этой конференции нам удалось внести очень весомый вклад в согласование всеми сторонами правил осуществления Парижского соглашения. При этом нам удалось обеспечить возможность учёта лесных экосистем при реализации Парижского соглашения, что является очень важным аспектом для достижения углеродной нейтральности в нашей стране. Напряжённые переговоры на эту тему длились практически шесть лет. И вот нам удалось вернуться с такой хорошей новостью – с победой.
В Глазго российская делегация, которая была представлена многочисленными сотрудниками органов власти, различных организаций, научным сообществом, рассказала мировой общественности о наших достижениях на этом направлении, продемонстрировав тем самым, что Российская Федерация позиционирует себя как активный и заинтересованный участник процесса.
Сейчас ведём подготовку к 27-й конференции, которая состоится в Шарм-эль-Шейхе в конце этого года. Надеемся, и оттуда вернёмся с хорошими результатами.
М.Мишустин: Хорошо, Игорь Анатольевич. Очень важно участвовать активно в мировой повестке. И, конечно, хорошо, что Вы этим занимаетесь. Надо ещё более настойчиво абсолютно точно и чётко доносить позицию России до международных организаций, стран, которые участвуют в мировой повестке. И, как Вы абсолютно правильно сказали, необходимо расширять контакты с мировым научным сообществом.
Другое направление, не менее важное, которое также ведёт ваша организация, – это исследования, которые проводятся на Северном и Южном полюсах. Эти территории представляют очень большой интерес и с точки зрения науки, и с точки зрения климатических изменений на планете. Сегодня ведётся большая работа по созданию инфраструктуры там. Мы неоднократно в Правительстве об этом говорим и участвуем в принятии очень важных решений, в том числе о построении инфраструктуры для работы в Арктике. Сегодня такая инфраструктура может позволить выполнять масштабные научные и исследовательские задачи. И конечно, развивать Северный морской путь – наш основной транспортный коридор, который очень серьёзно на сегодняшний день развивается.
Игорь Анатольевич, как идёт реализация этих крупных проектов?
И.Шумаков: Уважаемый Михаил Владимирович, действительно, у нас два масштабных проекта на полюсах нашей планеты – для Северного полюса и на Южном полюсе. Таких масштабных проектов в нашей стране уже давно не было в этих областях.
Расскажу сначала про нужды Северного полюса. Для того чтобы удовлетворять потребности потребителей информации, которую производит Росгидромет – я имею в виду, в частности, участников грузоперевозок по Северному морскому пути и иных потребителей, – нам нужно иметь абсолютно точную картину ситуации на Северном полюсе. Для этого в своё время были организованы так называемые экспедиции «Северный полюс» на льдине. Все мы о них знаем. Но в последние несколько лет уже, к сожалению, не удаётся отправить такие экспедиции из-за того, что просто нет безопасных льдин, на которых могут разместиться люди и безопасно там работать.
Для этих целей был создан проект ледостойкой самодвижущейся платформы. Это абсолютно новое судно в мировой морской технологии по строительству научно-исследовательских судов. Это судно способно своим ходом дойти до точки дрейфа на Северном полюсе, вморозиться в лёд и дрейфовать вместе со льдами до двух лет. Автономность у него – два года. После этого своим ходом выйти и прибыть в порт приписки. На борту этого судна будут расположены 16 научных лабораторий, оснащённых самым современным оборудованием. Платформа берёт на борт 34 научных сотрудника и 14 членов экипажа. Платформа оборудована всем необходимым для обеспечения безопасности людей прежде всего, то есть уже не на льдине, а на борту судна. Также там будет вертолётная площадка, которая должна обеспечивать ротацию научного персонала и экипажа.
Судно строится Адмиралтейскими верфями по заказу Росгидромета. Оно спущено на воду в 2020 году. В настоящий момент ведутся швартовые испытания и испытания основных судовых механизмов и оборудования. Строительная готовность судна на сегодняшний день – 92%. Адмиралтейские верфи планируют передать нам это судно в июле этого года. Поднятие флага на таком уникальном научно-исследовательском судне станет значимым событием не только для судостроителей, потому что такого никто никогда не строил, но и для широкой международной научной общественности.
Это что касается Северного полюса.
Что касается нужд Южного полюса, Антарктиды. Росгидрометом с участием средств частного инвестора осуществляется масштабный проект по строительству нового зимовочного комплекса станции «Восток», расположенной в самом сердце Антарктиды. Эта станция была основана в 1957 году, инфраструктура станции кардинально не менялась с тех времён, и большинство объектов станции находится сейчас под снегом на глубине нескольких метров.
В этом сезоне нам удалось завезти в Антарктиду все строительные грузы и топливо для осуществления строительства – это около 12 тыс. т. Грузы размещены были на берегу, на нашей антарктической станции «Прогресс», и доставляются на станцию «Восток» санно-гусеничными походами. Длина этого похода – 1460 км. Уже осуществили 10 походов, два заканчиваем.
В этом строительном сезоне, который, кстати, в Антарктиде длится не более трёх месяцев из-за погодных условий, установлены опоры станции – 36 больших, трёхметровых опор. На них положена рама, на которую в последующие строительные сезоны будут ставиться модули зимовочного комплекса. Стройка будет продолжаться до 2025 года, когда и планируется передать нам эту станцию в эксплуатацию.
Инфраструктура новой станции позволит возобновить и продолжить дальнейшее изучение подледникового озера Восток совместно с Горным университетом Санкт-Петербурга и институтами Российской академии наук. Это в свою очередь позволит нам оценить изменение климата и газового состава атмосферы за последние 1,5–2 млн лет. А в условиях нынешней международной климатической повестки позволит Российской Федерации занять лидирующие позиции в вопросах изучения климата на нашей планете.
М.Мишустин: Ещё хотел бы, чтобы Вы сказали несколько слов о наблюдательной сети Росгидромета. Очень важная инфраструктура, которая позволяет нам в первую очередь оценивать эффективность мероприятий такого важного федерального проекта, как «Чистый воздух». И конечно, борьба с загрязнениями, вредными выбросами – это также часть климатической повестки мира. Все этим занимаются очень серьёзно. И та объективная и достоверная информация, которую мы можем получить, позволит защитить наших людей от негативного воздействия и загрязнённого воздуха.
Пожалуйста, расскажите, как ведутся работы по этому направлению.
И.Шумаков: Да, действительно, Михаил Владимирович, Росгидромет участвует в федеральном проекте «Чистый воздух» с 2019 года, когда он появился. В его рамках мы проводим модернизацию государственной наблюдательной сети путём перехода на непрерывные автоматические наблюдения. Запланировано модернизировать 59 действующих постов наблюдательной сети и построить восемь новых в городах-участниках. По состоянию на сегодняшний день нами модернизировано уже 56 из 59 постов, что составляет 83%. Мы в графике – отклонений от плана работ у нас нет.
На 2022 год мы запланировали модернизацию постов в Новокузнецке, Красноярске, Магнитогорске и Череповце. И планируем установить два новых поста – в Омске и Челябинске.
Кроме того, Росгидрометом в инициативном порядке разработано программное обеспечение, которое при регистрации загрязнения позволяет найти его источник. Мы тестируем это программное обеспечение уже в Челябинске и Омске и будем тиражировать его на другие города.
Вы абсолютно правы: данные государственной наблюдательной сети Росгидромета позволяют оценить эффективность проекта в целом. В этой связи нами разработана методика для оценки динамики ежемесячных и ежегодных изменений качества атмосферного воздуха в городах-участниках. Данные по этому показателю вводятся в Единую межведомственную информационно-статистическую систему – ЕМИСС и доступны всем участникам проекта. Будем дальше продолжать работу.
На 2022–2024 годы планы тоже серьёзные: будем переводить сеть на непрерывные наблюдения в связи с тем, что своевременная и оперативная информация из государственной наблюдательной сети позволяет более эффективно и адресно принимать меры государственного регулирования.
М.Мишустин: В продолжение этого же вопроса – конечно, очень важно развивать информационные технологии и вообще цифровизацию службы. На сегодняшний день то количество необходимых сенсоров, датчиков для сбора необходимой информации, которые есть, естественно, объединяясь в информационную систему, создают очень серьёзные заделы, цифровую платформу для дальнейшего развития и работы, связанной с этим направлением. Это и прогнозирование схода лавин, и вопросы урожая, и наблюдение за различными природными явлениями, более качественное прогнозирование погоды и многое другое. Интернет вещей на сегодняшний день представляют ваши датчики. Конечно, это всё – часть большой технологической программы цифровизации. Пожалуйста, расскажите, какие задачи сейчас стоят перед службой в части цифровой трансформации и как вы этим занимаетесь.
И.Шумаков: Михаил Владимирович, цифровизация Росгидромета началась в давние, ещё советские времена – с покупки первого суперкомпьютера в СССР, который был приобретён для Гидрометеослужбы Советского Союза. С течением времени в Росгидромете из-за большого объёма разнообразных поступающих задач была создана масса локальных информационных подсистем, которые решают каждую конкретную задачу. Такая высокая сегментация на сегодня для нас является проблемой. Росгидромет входит в топ-5 гидрометеослужб мира, по оценке Всемирной метеорологической организации, наряду с США, Великобританией, Японией и Германией. Топ-5 по качеству заблаговременности и оправдываемости прогнозов погоды. Но прогнозы погоды – это не единственная продукция, которую выпускает Росгидромет. Большая масса продукции требуется сейчас потребителю. А вот полнота и оперативность представления этих сервисов у нас хромает. Поэтому мы обязаны проводить цифровую трансформацию, для того чтобы убрать эту высокую сегментацию, разрозненность наших продуктов. Мы планируем решить эту проблему в рамках разработанной нами ведомственной программы цифровой трансформации. Она предполагает использование современных информационных технологий, которые, в частности, определены и утверждены Правительством Российской Федерации в стратегических направлениях в области цифровой трансформации.
Мы создадим государственную единую цифровую платформу Росгидромета, которая предусматривает использование современных программных и инфраструктурных решений. А самое главное для потребителя – это доступ в режиме «одного окна» ко всем сервисам и всей продукции, которая выпускается Росгидрометом. Это позволит потребителю получить прежде всего правильное представление о том, чем занимается гидрометеослужба и какие продукты она выпускает. Позволит нам определить единый стандарт обслуживания потребителей и доступа к данным через «одно окно». Создать экосистему сервисов Росгидромета, которая в максимально возможном объёме и оперативно обеспечит потребности наших потребителей. Повысить качество и оперативность управления государственной наблюдательной сетью, безусловно, оптимизировать внутренние ресурсы Росгидромета и так далее.
В настоящий момент с Минцифры, с рядом российских компаний и организаций мы обсуждаем эту концепцию и уже выходим практически на финал этого обсуждения. Планируем провести стратсессию – если не в конце февраля, то в начале марта, всё зависит от эпидемиологической ситуации, – где будем обсуждать и эти проблемы. Помимо этого мы ещё будем обсуждать вопросы, касающиеся производства отечественного гидрометеоборудования и программного обеспечения к нему, с участием средств частных инвесторов, ГЧП и использованием каких-то других форм сотрудничества с целью выхода в ближайшем будущем на полное импортозамещение в этой области.
М.Мишустин: Вот это очень важно. Говоря о цифровых платформах, мы иногда забываем, что всё-таки за каждой цифровой платформой стоит конкретно произведённая электроника, программное обеспечение, операционные системы, технологии. Это всё очень важно базировать на российских достижениях, на российских разработках, и для этого сейчас есть все возможности. Поэтому внимательно посмотрите, чтобы в этой программе был не просто раздел «Импортозамещение», а чтобы она реально была примером импортозамещения. Это позволит нам провести цифровую трансформацию службы на высоком уровне.
Хочу пожелать Вам удачи. Пожалуйста, доложите мне по результатам, особенно когда вы закончите концепцию, связанную с цифровой трансформацией, что у вас получилось.
И.Шумаков: Обязательно сделаем, Михаил Владимирович.