Обсуждались результаты работы фонда за предыдущий год, в частности отбор проектов в рамках Президентской программы исследовательских проектов и объединение РФФИ и РНФ, а также перспективы на 2022 год.
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Александр Витальевич!
Хочу прежде всего поздравить Вас с наступающим Рождеством Христовым, с наступившим Новым годом, пожелать всего самого доброго Вам, Вашим близким и, конечно, возглавляемому Вами Российскому научному фонду.
Российский научный фонд был создан по инициативе Президента в 2013 году. Он принимает большое участие в системной работе государства по укреплению научного потенциала нашей страны.
Вы также развиваете передовую исследовательскую инфраструктуру вузов, которая должна соответствовать мировому уровню, поддерживаете молодых и талантливых специалистов. Но при этом задачи фонда – не только организовывать конкурсные отборы и оказывать грантовую поддержку, но также заниматься подготовкой кадров, создавать коллективы профессионалов – лидеров в своей сфере, которые определяют вектор и фундаментальных, и поисковых исследований по всем ключевым направлениям: по физике, химии, биологии, сельскохозяйственным и гуманитарным наукам. Фонд работает, я знаю, по очень широкому спектру отраслевых программ.
Сегодня бóльшая часть (73%) специалистов, которые участвуют в проектах, это молодые учёные. Примерный их возраст – до 39 лет. И очень важно формировать условия, чтобы они могли раскрывать свой исследовательский потенциал, реализовывать амбиции. Это очень важно.
Александр Витальевич, хотел бы, чтобы Вы рассказали подробнее о результатах работы фонда за предыдущий год. Как Вы их оцениваете? Какие проекты были отобраны, в том числе в рамках Президентской программы исследовательских проектов? И конечно, о перспективах на текущий год.
А.Хлунов: Спасибо большое, Михаил Владимирович, за поздравление.
Ушедший год был для нас напряжённым. Хочу доложить, что мы поддержали 5300 проектов. Это очень значимая цифра. Это лучшие проекты в Российской Федерации. За ними стоят 37 тысяч исследователей в России, которые работают на серьёзном мировом уровне.
И, как Вы правильно отметили, среди исполнителей 73% – молодёжь. Это вселяет уверенность, что наука в России шагает вперёд и будет и дальше развиваться.
Мы действительно поддерживаем большое количество не только университетов, но и академических институтов – это 581 учреждение, где проводятся исследования при нашей поддержке.
Охватываем и региональную тематику.
На мой взгляд, те исследователи, которые получили поддержку после жёсткого конкурсного отбора, действительно имеют все условия для реализации научных проектов – не хуже, чем в ведущих научных державах, потому что мы ориентируемся на грант. В прошедшем году попечительский совет его увеличил до 7 млн – это полноценные 100 тыс. долларов. То, что существует и в Европе, и в Соединённых Штатах. У нас созданы для этой категории граждан – это всего лишь, к сожалению, может быть, 10% – очень и очень хорошие условия для работы здесь, у нас в стране, для получения научных результатов.
Среди достижений прошедшего года есть и прикладные.
Российский квантовый центр в прошедшем году опубликовал интересный научный результат, он был достигнут совместно со швейцарскими учёными: мы сумели сделать детектор, который анализирует выдыхаемый человеком воздух. Это миниатюрный спектрометр, который может детектировать начальные стадии заболеваний по анализу выдыхаемого воздуха. Мы ждём продолжения этой работы. Это крайне важный, значимый, в том числе в социальном плане, результат.
Центр по проблемам экологии и продуктивности лесов Российской академии наук сумел разработать методики и технологии по дистанционному зондированию Земли. Это космические вещи, которые позволяют оценить, насколько интенсивно наши леса поглощают углерод. И эта методика опубликована в Nature, то есть признана мировым научным сообществом в качестве действительно значимой методики. На мой взгляд, это крайне важно с точки зрения дальнейших шагов, в том числе и Правительства, по снижению углеродоёмкости нашей промышленности.
М.Мишустин: По поручению Президента в прошлом году шла активная работа по реформированию институтов развития. И было принято решение об объединении Российского фонда фундаментальных исследований и Российского научного фонда. Здесь, знаю, было много вопросов. И вы достаточно активно работали, чтобы в первую очередь сохранить преемственность. Что волновало учёных? Я очень много путешествую по стране, разговаривал с учёными в Новосибирске, Томске, Красноярске, Екатеринбурге. Всех их волновал вопрос, что гранты будет получать сложнее, что что-то изменится.
Как планируется выстроить работу по конкурсному отбору проектов и предоставлению грантов победителям? Это очень многих учёных волнует.
А.Хлунов: Я действительно соглашусь, что это поручение вызвало достаточно чувствительный отклик в научном сообществе, которое уже на протяжении многих лет привыкло к массовому конкурсу, который проходил в РФФИ, – конкурс «а». Под руководством Министра науки и высшего образования Валерия Фалькова мы с руководителем РФФИ подписали меморандум. В этом меморандуме мы обязались обеспечить преемственность, для того чтобы снять эту обеспокоенность со стороны учёных, которая действительно прозвучала. Она обоснованно прозвучала: были какие-то не очень ясные планы, в каком объёме это сохранится, если вообще сохранится.
Число 1822 и финансирование 2,7 млрд – это превышает то, что было в прежние годы. В этой связи обеспокоенность, на мой взгляд, снята, и в январе этого года мы начнём финансировать, так чтобы все научные коллективы получили деньги в январе и могли нормально до декабря участвовать в реализации научных проектов.
Это двухлетние проекты. Будем каждый год финансировать эти проекты. И на 2023 год, в соответствии с финансовым планом, запланировали уже не 1800, а 2000 и увеличенное финансирование. Поэтому в этой части наибольшая обеспокоенность учёных решена.
М.Мишустин: Совсем недавно в Сочи на Конгрессе молодых учёных подводили итоги Года науки и технологий, объявленного Президентом. В каких самых значимых мероприятий года участвовал Российский научный фонд?
А.Хлунов: Касаясь Сочи: мы принимали участие. У нас было отдельное мероприятие, оно называлось «Школа РНФ». Там был и председатель попечительского совета Андрей Александрович Фурсенко, были и председатели трёх экспертных советов. И все три дня успешно работали.
Мы посчитали – было более 400 грантополучателей Российского научного фонда. Это молодые люди – на мой взгляд, очень успешные молодые люди. С ними не только приятно обсуждать вопросы конкретных научных проектов, у них есть ещё и видение того, как могла бы развиваться российская наука в будущем. Это было очень предметное и интересное трёхдневное обсуждение в Сочи. Огромное спасибо Правительству за организацию этого мероприятия.
М.Мишустин: Спасибо, Александр Витальевич. Успехов Вам.