М.Мишустин: «Ярослав Иванович, хотел бы предложить Вам возглавить Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. И на системной основе организовать взаимодействие Правительства с экспертным сообществом. Задача это непростая. Мне кажется, что Вы вполне, учитывая Ваш опыт и профессионализм, сможете с ней справиться».
Из стенограммы:
М.Мишустин: Уважаемый Ярослав Иванович!
Правительство сейчас активно работает над достижением национальных целей развития, которые были поставлены Президентом. Работает над реализацией национальных проектов, государственных программ. Конечно, для нас важно, чтобы каждое принятое решение было эффективным на практике, учитывало особенности, в том числе и ситуацию в экономике, отраслевые нюансы.
Совсем недавно Президент одобрил 42 стратегические инициативы социально-экономического развития страны, которые мы достаточно активно обсуждали с экспертным сообществом. Каждая из них направлена на улучшение благосостояния людей, развитие инфраструктуры, создание новых точек роста в субъектах Российской Федерации, вообще на территориальное планирование, на развитие субъектов Федерации. Вице-премьеры, руководители федеральных органов исполнительной власти – очень активно прорабатывали эти инициативы с достаточно большим количеством экспертов, учёных, представителей общественных объединений. И это взаимодействие с экспертным сообществом было очень продуктивным.
Мы такую практику планируем развивать и далее. Более того, нужно, чтобы эксперты взаимодействовали с Правительством по проектам в течение всего пути – с начальных этапов разработки до практической реализации. Я имею в виду обратную связь, о которой часто говорит Президент, чтобы то, как мы задумываем реализацию тех или иных проектов, государственных программ, было адекватно тому, как видят это люди, для которых эти программы и проекты реализуются.
Вы, уважаемый Ярослав Иванович, долгое время возглавляли Высшую школу экономики, создавали её и сейчас являетесь научным руководителем. Сегодня это один из ведущих вузов страны. Школа много лет занималась в том числе экспертизой различного рода нормативных документов и проектов. И, учитывая Ваш опыт в этой сфере, хотел бы предложить Вам возглавить Экспертный совет при Правительстве Российской Федерации. И на системной основе организовать взаимодействие Правительства с экспертным сообществом. Задача это непростая. Мне кажется, что Вы вполне, учитывая Ваш опыт и профессионализм, сможете с ней справиться. Хотел бы услышать Ваше мнение на этот счёт, в том числе и о возможной работе совета.
Я.Кузьминов: Михаил Владимирович, спасибо за Ваше предложение. Спасибо за добрые слова о «Вышке». Вы верно сказали, мы имеем богатый опыт экспертной работы. Это всегда большая ответственность. Это очень важная для любого учёного включённость в решение действительно важных для народа проблем и для экономики задач.
Мы видим особенность действующего Правительства – мы видим, что новый состав Правительства сейчас работает как одна команда. Такой подход эффективен, именно так хочется работать.
За первую половину года – Вы говорили о 42 инициативах, мы активно принимали в этом участие – сложился новый формат взаимодействия Правительства с экспертным сообществом.
Мы уже привыкли, что главная площадка такой работы – это Координационный центр Правительства. Там сложилась новая модель работы – это формирование экспертных групп под проблему, это полноформатное включение в эти экспертные группы вице-премьеров, руководителей ведомств и рядом с ними – молодых начальников отделов, молодых государственных служащих министерств. Люди получают замечательный опыт работы не просто с экспертами, а между собой, между разными ведомствами. И возникает (мы это видим) взаимодействие по горизонтали не только на уровне министров (потому что это неизбежно только бумаги или часто бумаги), а между теми, кто готовит эти бумаги. Именно в этом состоит единая команда, и мне кажется, что Правительство очень серьёзный шаг сделало именно в этой совместной работе с экспертами.
Пандемия принесла не только невзгоды и неудобства – она принесла организационные открытия: оказывается, можно более эффективно работать, не собирая массу людей в одном помещении. Цифровые технологии позволяют организовать совместную работу десятков людей и в режиме реального времени собирать ровно тех, кому есть что сказать.
Мы долго говорили до этого, что нужно вовлекать регионы, слушать регионы. Как только к этому перешли, сразу появилась масса идей, масса людей из регионов. И вы их знаете, и мы их как эксперты знаем – для нас это очень приятное открытие.
Вообще круг вовлекаемых экспертов расширился в несколько раз. И состав экспертов сильно изменился – он помолодел. И мы видим очень квалифицированную работу молодых людей из бизнеса, из региональных правительств, из региональных университетов. В основном это люди 30–40 лет, которые получили образование и профессиональный опыт уже в новой России в XXI веке. И это так теперь работает. Вместо замкнутого, на годы вперёд определённого для каждого министерства круга экспертов, экспертных организаций появился новый круг экспертов. Это гораздо полезнее и гораздо интереснее.
Думаю, что работа нового состава Экспертного совета при Правительстве должна отражать эти уже состоявшиеся изменения. Не единожды утверждённый список, а постоянно меняющийся состав проблемных групп. Утвердить достаточно компактный состав совета, а он уже будет формировать такие группы.
И при формировании нового состава Экспертного совета, конечно, нужно повысить операциональность и в конечном счёте полезность его работы.
Нормальная экспертиза должна основываться на данных. Это статистика, ведомственная статистика социология. И это новый информационный ресурс современности – большие данные.
Экспертные группы, я считаю, должны иметь не просто доступ к информационным ресурсам Правительства и отдельных ведомств, а возможность инициировать новое исследование, собирать новые данные.
Другими словами, Экспертный совет мог бы получить право информационной инициативы, если Вы это одобрите.
И конечно, совет должен заниматься своей главной работой – это предварительное обсуждение нормативных и законопроектных решений. Анализом того, как действия Правительства могут повлиять на экономику, на общество.
Надеюсь, что современное состояние отечественной экспертизы может послужить помощью в работе Правительства. И готов в этом принимать участие.
М.Мишустин: Спасибо, Ярослав Иванович.
Я в целом поддерживаю то, что Вы сказали. Конечно, нужно найти правильную форму взаимодействия.
Вы сейчас сказали очень важную вещь – это «экономика на основании данных». Я глубокий сторонник того, что экономика на основе первичных данных, правильно, соответствующим образом обработанных и правильно поданных, в этом смысле гораздо достовернее. И предиктивная аналитика на такой базе строится, и многие модели, цифровые платформы, которые сегодня превалируют в мире, в крупных корпорациях. Всё это, конечно же, вопросы, связанные с серьёзным осмыслением, которые в том числе экспертное сообщество могло бы обсудить с Правительством и, как Вы сказали, в этом смысле оказать всяческую поддержку реформам, идеям, которые сегодня есть в Правительстве. И достижению национальных целей, которые перед нами поставил Президент.
Я просил бы Вас координировать эту работу с руководителем Аппарата Правительства Дмитрием Юрьевичем Григоренко.
И я также дам соответствующее поручение членам Правительства, чтобы Вам оказывали всяческое содействие в этой вашей работе.