Вступительное слово Михаила Мишустина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Здравствуйте, коллеги. Сегодня в Пермском государственном национальном исследовательском университете произошла трагедия. На беззащитных людей было совершено вооружённое нападение. Есть погибшие и пострадавшие. Это большое горе для их близких и родных, для региона, для каждого из нас.
По поручению Президента в Пермь уже вылетели Министр науки и высшего образования Валерий Николаевич Фальков, а также Министр здравоохранения Михаил Альбертович Мурашко, чтобы на месте оперативно принимать решения.
Пострадавшие и их родственники получат всю возможную помощь, в том числе медицинскую и психологическую. Крайне важно поддержать людей в этот сложный период.
От себя лично и от имени Правительства желаю скорейшего выздоровления всем, кто пострадал. И выражаю глубокие соболезнования семьям погибших. Вся страна искренне переживает вместе с вами.
Теперь перейдём к повестке сегодняшнего совещания. Правительство утвердило план по реализации Концепции демографической политики.
Впервые мы приняли такой комплексный документ. В нём объединены совершенно новые меры и механизмы с уже реализуемыми.
Все они необходимы для достижения национальных целей социально-экономического развития, которые определил Президент. Прежде всего это касается увеличения численности населения и ожидаемой продолжительности жизни.
Улучшение демографической ситуации невозможно и без повышения качества и доступности медицинской помощи, заботы о старшем поколении, поэтому охрана здоровья граждан независимо от их возраста становится определяющей для выполнения поставленных задач.
Участники совещания
-
PDF
125Kb
Список участников оперативного совещания с вице-премьерами, 20 сентября 2021 года
Одновременно с этим план направлен на повышение рождаемости и благополучия семей с детьми. На совещании с членами Правительства Президент подчеркнул, что крайне важно выстроить целостную систему поддержки таких семей. Это также учтено в плане мероприятий по реализации концепции.
Татьяна Алексеевна (обращаясь к Т.Голиковой), расскажите подробнее о том, как будут выполняться задачи, которые определены в Концепции демографической политики.
Т.Голикова: Уважаемый Михаил Владимирович, уважаемые коллеги!
Как Вы уже, Михаил Владимирович, отметили, план представляет собой единый документ, который невозможно рассматривать в отрыве от других стратегических документов, направленных на реализацию национальных целей развития Российской Федерации.
Документ направлен на преодоление влияния негативных демографических трендов, которые сформировались у нас в последние годы. Он предусматривает семь основных разделов.
Первый раздел – это популяризация и продвижение традиционных семейных ценностей и активного долголетия. Мы предполагаем, что в течение периода реализации будут поддержаны не менее 70 некоммерческих организаций, деятельность которых направлена на защиту семей, детей и формирование ответственного родительства.
Планируется распространить в регионах лучшие практики серебряного волонтёрства, чтобы люди старшего поколения вели активную жизнь и чувствовали себя нужными обществу.
Второй раздел – это повышение благополучия семей с детьми, направленное на увеличение рождаемости и улучшение социального положения семей.
Будут продолжены мероприятия по повышению благополучия семей посредством реализации национального проекта «Демография». К 2024 году меры соцподдержки будут получать 2,5 миллиона наших семей.
Как Вы уже отметили, в соответствии с поручением Президента на основе принципов социального казначейства будет продолжено создание целостной системы мер поддержки семей с детьми, для того чтобы свести к минимуму риск бедности таких семей.
Третий блок мероприятий направлен на охрану здоровья детей, развитие системы раннего выявления у них врождённых заболеваний и их лечения, повышение репродуктивного здоровья не только взрослых, но и подростков. Будет увеличен до 80% охват беременных женщин скринингом развития плода на ранних стадиях. К 2025 году число циклов ЭКО за счёт обязательного медицинского страхования достигнет 80 тыс. По Вашему поручению, Михаил Владимирович, будет расширен неонатальный скрининг на выявление наследственных заболеваний до 36 нозологий.
Ещё один важный раздел – это повышение доступности медицинской помощи для снижения смертности населения и роста ожидаемой продолжительности жизни. Специальный акцент сделан на повышении роли первичного звена здравоохранения в выявлении у граждан рисков развития сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний, на внедрении специальных скрининговых программ, позволяющих своевременно диагностировать болезни, которые в дальнейшем могут привести к неблагоприятным последствиям.
Планируется не только количественно, но и качественно увеличить для населения доступность методов диагностики и лечения, чтобы не менее 80% сердечно-сосудистых и онкологических заболеваний выявлялись на ранних стадиях в первичном звене. За четыре года такими исследованиями нужно охватить почти 80 миллионов наших граждан. Будут продолжены мероприятия по лекарственному обеспечению граждан, которые перенесли острые сердечно-сосудистые заболевания, а также ковид. К 2025 году не менее 90% пациентов с высоким риском развития осложнений таких заболеваний будут находиться под диспансерным наблюдением и получать лекарственное обеспечение.
Впервые в плане мероприятий появился отдельный раздел, посвящённый формированию здоровья на производстве и в трудовых коллективах. Работодатели, создавая безопасные условия труда, условия для ведения работниками здорового образа жизни, ежегодного прохождения диспансеризации, получат определённые преференции. Создание системы производственной медицины вне зависимости от численности трудового коллектива позволит обеспечить преемственность в наблюдении за здоровьем работников, формирование для них индивидуальных оздоровительных программ. Результатом станет снижение случаев профессиональных заболеваний.
Особое внимание – здоровью старшего поколения. Активное развитие получит геронтологическая служба, обладающая навыками работы с пожилыми людьми. Там, где это необходимо, медицинская помощь будет оказываться на дому. Кроме того, акцент сделан на активное долголетие таких граждан, поддержание их физической активности, вовлечённости в социальную жизнь общества.
Наконец, завершающий раздел – это мероприятия по формированию мотивации к здоровому образу жизни, занятию физкультурой и спортом, которые также будут способствовать сохранению здоровья, снижению смертности и, как следствие, увеличению ожидаемой продолжительности жизни.
Пользуясь случаем, хочу обратиться к регионам, чтобы они как можно скорее привели в соответствие с планом, утверждённым Правительством, свои региональные программы и скорректировали соответствующие показатели.
М.Мишустин: Спасибо, Татьяна Алексеевна. Реализация плана – это большая и ответственная работа. Важно, чтобы все его мероприятия были выполнены в полном объёме. От демографической ситуации зависит то, как будет развиваться наша страна.
И ещё об одной важной теме, на которую обратил особое внимание Президент в Послании Федеральному Собранию. Это вызовы, связанные с изменениями климата.
Мировая экономика нацелена на постепенный переход к низкоуглеродной энергетике. И это уже новая реальность. Нужно готовиться к поэтапному сокращению использования традиционных видов топлива – нефти, газа, угля. Повышать энергоэффективность. Развивать альтернативную энергетику. Строить соответствующую инфраструктуру.
До конца года должен быть разработан и утверждён сводный план действий по адаптации российской экономики к глобальному энергетическому переходу. Все соответствующие поручения подписаны.
По ключевым направлениям подготовки экономики к условиям низкоуглеродного развития в Правительстве будут созданы специальные рабочие группы. Курировать их станут вице-премьеры. А общую координацию будет осуществлять Первый заместитель Председателя Правительства Андрей Рэмович Белоусов.
Мы уже с вами не раз собирались и говорили об этом, в том числе и в Координационном центре.
Андрей Рэмович, доложите, как планируете организовать эту работу.
А.Белоусов: Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги!
Глобальный энергетический переход, или так называемая декарбонизация, это сегодня ключевая тема, во многом уже определяющая экономическую политику ведущих стран мира, в том числе таких как Евросоюз, Китай, Соединённые Штаты и другие.
В связи с этим в мире прорабатываются разные регуляторные меры, и мы должны на них реагировать, учитывать их и предлагать свою повестку.
Это не просто борьба с изменениями климата. Прежде всего это организация перехода ведущих экономик мира на новый технологический уклад, основанный на минимизации использования ископаемых источников энергии. По масштабам изменений этот процесс сопоставим с промышленной революцией XVIII–XIX веков или научно-технологической революцией второй половины XX века. Через каких-то 10–15 лет мы наверняка уже будем иметь совсем другую структуру мировой экономики.
Наши международные партнёры, конкурируя друг с другом, ищут способы достижения своих экономических и политических целей, зачастую навязывая свои подходы другим странам и устанавливая новые требования в рамках международной торговли. В этой связи критически важно, чтобы Россия, во-первых, была в числе лидеров этого глобального процесса и, во-вторых, сформировала собственную повестку энергетического перехода в контексте общемирового обсуждения.
Работа предстоит масштабная и комплексная. Перед нами многоаспектная задача, которая включает в себя технологические, регуляторные, политические, социальные вопросы, а также вопросы международного взаимодействия. Исходя из этого, каковы наши ключевые направления в предстоящей работе?
Первое. Ускорить технологическую модернизацию отраслей экономики, в том числе посредством внедрения наилучших доступных технологий. Данный механизм уже существует. Надо его активизировать и адаптировать под цели энергоперехода.
Второе. Добиваться, безусловно, международного признания мер, которые базируются на наших технологических и природных преимуществах, в том числе это так называемая поглощающая способность наших лесов. При этом активно внедряя лучшие мировые практики, прежде всего стран ОЭСР.
Третье. Настроить регуляторику, систему мер поддержки и налоговых стимулов. Необходимо стимулировать компании к модернизации перехода на зелёные технологии, сокращению выбросов. Хочу отметить, что это не быстрый, а плавный процесс. Будем работать здесь совместно с бизнесом.
Четвёртое. Надо реализовать направления, связанные с имеющимися технологическими преимуществами, прорывными технологиями нашей страны. В том числе, например, с возможностями выработки и использования водорода, а также атомной и гидроэнергетикой, технологиями углехимии, технологиями сбора и хранения углеводорода. Климатические проекты в сфере лесного и сельского хозяйства.
Пятое. Учесть специфику и возможности отдельных регионов, особенно в контексте появления новых требований в рамках международной торговли.
Уважаемый Михаил Владимирович! Уважаемые коллеги! Это не исчерпывающий перечень направлений работы. Всего их десять. Как Вы сказали, по каждому из них созданы рабочие группы, которые курируются профильными вице-премьерами и возглавляются заместителями министров. В каждую рабочую группу войдут представители бизнеса, экспертных и общественных организаций, научно-образовательного сообщества. Для экспертно-аналитической поддержки будем привлекать широкий круг организаций, в том числе Центр стратегических разработок.
Что будет сделано уже в этом году? Прежде всего – долгосрочный прогноз с горизонтом до 2050 года. Это основа разработки и принятия решений. Он включает такие параметры, как энергобаланс, углеродный баланс, макроэкономические параметры, темпы роста ВВП, параметры торговли, инвестиции, рост реальных доходов населения и другие. Оценку наших возможностей и рисков. Основные параметры прогноза необходимо разработать уже к 1 октября. С его учётом соответствующая рабочая группа сформирует операционный план действий. До конца года этот план будет утверждён.
М.Мишустин: Спасибо, Андрей Рэмович.
Нужно, конечно, оценить все риски и вызовы, которые стоят перед страной. От точности прогноза будет во многом зависеть успешность достижения национальных целей развития, которые определил Президент на ближайшие десять лет.
Ещё один вопрос. Минувшим летом ряд районов на юге
нашей страны пострадал из-за сильных дождей. В том числе и Крым. Реки вышли из
берегов, затопили дороги и имущество наших граждан. Правительство окажет
региону дополнительную помощь. Выделим на ликвидацию последствий стихии около
полумиллиарда рублей.
Бóльшую часть – почти 400 млн – получат жители республики на покупку, строительство нового или капитальный ремонт прежнего жилья. Средства позволят приобрести дома, квартиры, а также отремонтировать свыше 33 тыс. кв. м.
Остальная сумма пойдёт на расчистку русла рек в городском округе Ялта и Бахчисарайском районе. Из-за дождевого паводка в них образовались завалы, которые мешают свободному прохождению воды. Устранение этих препятствий поможет не только восстановить естественный ток в реках, но и снизить вероятность повторных паводков.