Вступительное слово Михаила Мишустина
Сообщение генерального директора ПАО «КамАЗ» Сергея Когогина
Из стенограммы:
М.Мишустин: Добрый день, уважаемые коллеги!
Сегодня мы познакомились с ключевыми производствами КамАЗа – легендарного КамАЗа. Посмотрели, как собираются двигатели, кабины и другие важные элементы наших знаменитых во всём мире грузовиков. И конечно – главный конвейер. Сейчас обсудим дальнейшее развитие всего предприятия, включая одно из наиболее перспективных направлений – производство электротранспорта.
Как и многие другие отрасли, автопром активно восстанавливается. Преодолевает последствия снижения спроса из-за коронавируса. Люди покупают легковые автомобили, а организации – грузовики, строительную и коммунальную технику.
И Президент, и Правительство очень активно поддерживают автопром. Это одна из отраслей, где позитивная динамика производства влияет на большое количество смежных отраслей и имеет большой мультипликативный эффект. Способствует повышению занятости, обновлению технологий, вообще появлению новых технологий. Мы реализуем здесь три специальные программы – «Льготное кредитование», «Льготный лизинг» и «Программу субсидирования газомоторной техники». Примерно каждая 11-я новая машина в России продаётся благодаря этим мерам (из 581 тыс. штук по трём программам стимулирования было продано 54 тыс. за январь – апрель текущего года). Это очень неплохой результат.
Конечно, существенную поддержку получает и КамАЗ. Только на имущественный взнос через «Ростех» было выделено 4 млрд рублей. Также значительные ресурсы направлялись на поддержку лизинга, уплату процентов по кредитам и купонного дохода. Кредитные ресурсы очень важны для компании «КамАЗ», потому что очень большое количество зарубежных партнёров собираются приобретать новую технику. И этот кредитный ресурс очень необходим. Мы об этом неоднократно с Сергеем Анатольевичем говорили. Мы также помогли со снижением затрат на транспортировку и в производстве машин, работающих на газе.
Результаты такой помощи хорошо видны по работе его предприятий. За первые четыре месяца 2021 года производство грузовиков здесь выросло почти на 40%. КамАЗ остаётся, конечно, безусловным лидером в своём сегменте и расширяет – серьёзно, системно расширяет свой экспорт.
В скором времени этому предприятию, как и многим другим, придётся столкнуться с новыми серьёзными вызовами – это вызовы будущего. Это запрос на беспилотную технику. Или повышение экологических требований к автомобилям – к снижению негативного воздействия на окружающую среду.
Многие автомобильные концерны уже объявили о переходе к выпуску техники со сниженным углеродным следом.
С технической точки зрения ответы на такие вызовы уже прорабатываются. Есть целый ряд решений. Одни связаны с развитием электротранспорта. Другие – с использованием водородных топливных элементов. Сейчас в наших профильных министерствах ведётся достаточно активная работа по подготовке концепции развития транспорта со сниженным углеродным следом.
Однако уже сегодня нужно учитывать особенности нашей страны. Мы все их хорошо знаем – это большие расстояния, сложные климатические условия, в том числе холода. И конечно, более высокая доступность бензина и дизельного топлива.
В таких условиях понадобятся дополнительные усилия по формированию рынка и инфраструктуры. Среди них – создание собственного производства силовой электроники для автомобилей, компонентов зарядных станций. Мы как раз сегодня касались целого ряда технологических процессов, в которых необходимо интенсивно развивать использование собственной электроники и наращивать систему управления. В том числе и числовое программное управление, и системы управления производством, системы проектирования и создания технологических процессов, которые – от наших базовых произведённых микрокомпонентов и компонентов электронной техники до программного обеспечения – будут сделаны в России.
И мы говорили о том, какую роль должны играть центры компетенций, включая такие мощные инженерные центры, как центр КамАЗа и ряда смежников.
Всё это должно помочь запуску высокотехнологичных производств в целом ряде отраслей. Чтобы обеспечить быструю проработку идей и реализацию решений в сфере электротранспорта и в целом в сфере разработки новых технологических машин и оборудования.
КамАЗ является, как я уже сказал, лидером в этой сфере. В текущем году заключён уже четвёртый по счёту, самый большой контракт на 350 штук на поставку электробусов в Москву. Мы об этом уже говорили с Сергеем Анатольевичем. Он собирается расширять круг заказчиков. Рустам Нургалиевич (Минниханов) сказал, что Казань собирается приобрести ряд электробусов.
Сегодня хотел бы обсудить, как развивается у вас направление, касающееся низкоуглеродного транспорта, какие решения нужны, чтобы наш автопром быстрее и легче адаптировался к новым требованиям рынка. И вообще было бы здорово, Сергей Анатольевич, услышать о Вашем видении современных тенденций в области не только электродвижения, но и транспорта.
С.Когогин (генеральный директор ПАО «КамАЗ»): Михаил Владимирович, спасибо за оценку.
Первое, с чего я хотел начать, – это поблагодарить Вас за 2020 год. Крайне тяжёлый год был. Совместные действия Правительства и региональных властей позволили нам работать.
М.Мишустин: И Президента.
С.Когогин: Конечно. Мы попали в те условия, в которые даже в условиях кризиса не попадали, то есть остановка работы. Но надо сказать, что нам повезло. У нас около двух тысяч поставщиков, 130 заводов, которые наши шасси в виде спецтехники используют, и более 250 дилерских сервисных центров на территории страны, и ни один из них благодаря Вашей поддержке и всех региональных властей не прекратил свою работу. Сам КамАЗ останавливался на три дня всего, но это понятно, по указу Президента была нерабочая неделя. Но мы поговорили с нашим трудовым коллективом, они правильно всё понимали и отработали в выходные. И с момента выхода указа мы восстановились, но минус два дня простоя.
За год наши финансовые показатели стали лучше. И мы сделали всё, чтобы наш коллектив оказался в безопасности, и не только в Набережных Челнах.
Первый приказ был подписан 6 февраля, второй – 4 марта, когда мы уже ввели противоковидные меры: наладили пошив защитных костюмов, купили линии, чтобы выпускать респираторы, то есть мы 1,7 млн респираторов выделили. Бесплатно обеспечивали не только сотрудников нашего завода, но и медучреждения как нашего города, так и тех городов, где заводы КамАЗа. Постарались это сделать.
Эта слаженная работа в нашей стране позволила не допустить сильного обвала, и мы пережили эту пандемию лучше, чем кто-либо, наверное.
Инвестиционную программу, которую мы развивали начиная с 2014 года, мы сегодня Вам показали. В принципе видно, что мы сумели как продукт изменить, так и технологию нашего производства. В большой мере в современное производство внедрялась цифровизация. И тот современный продукт, который Вы сегодня опробовали даже за рулём, уже нашёл признание наших потребителей. Мы продаём автомобили сегодня по записи, потому что фактически эти автомобили 54-901 проданы уже до конца года. Уже решено.
Мы намерены каждый год не только удваивать выпуск автомобилей, даже больше. В этом году у нас 2400 автомобилей новых в плане. В следующем году – 6700 и 12 000 – это уже 2023 год. То есть таким темпом мы собираемся наращивать объём производства. Уверены, что у нас продукт получился и всё будет в порядке.
Двигатель по характеристикам вошёл в топ-пятёрку мировых производителей двигателей. Мы имеем сегодня один из лучших каркасов кабин, который тоже уже сработан. Соответственно, мы считаем, что этап, на котором мы сегодня находимся, нельзя останавливать, нужно делать дальнейшие инвестиции. Нам нужно расширить мощности по производству моторов до 30 тыс. Надо добиться 100% локализации кабин. Остался один серьёзнейший проект – это мосты. Мы сами производим 120–140 тыс. мостов, но это старой конструкции. Мы спроектировали мост, он сейчас проходит ресурсные испытания. Вы его видели в НТЦ, там стенд по испытанию мостов. Мы уверены, что конструкция получилась. Также инвестируем в Казахстане в производство главных передач. Казахское правительство поддерживает. И намерены здесь, в нашей стране, финальную сборку и обработку картера балки делать, боковые редукторы – у нас тоже производство налаживать. Это серьёзный проект, без этого нельзя, не получится серьёзный автомобиль.
Конечно, всё это мы производили при поддержке государства. В первую очередь проект прошёл всё инвестиционное согласование при выдаче госгарантий на 35 млрд. То есть все ведомства… Из участников процесса – ну вот господин Иванов Андрей Юрьевич, он тогда работал замминистра финансов, самое активное участие принимал. Основной акцент, как Вы правильно говорите, надо всё-таки делать на том, что дальше. Отрасль находится на этапе трансформации. Идёт смена технологического уклада. Вопрос экологических параметров – с моей точки зрения, к сожалению, наверное, находится где-то на десятом месте.
<…>