Вице-премьер Татьяна Голикова провела заседание проектного комитета по национальному проекту «Образование», в ходе которого были подведены итоги реализации нацпроекта в 2020 году. Также были рассмотрены итоговые отчёты по федеральным проектам «Поддержка семей, имеющих детей», «Учитель будущего», «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования» за 2019–2020 годы. С докладами выступили Министр просвещения Сергей Кравцов, заместитель Министра науки и высшего образования Андрей Омельчук, руководитель Росмолодёжи Александр Бугаев и другие.
Открывая заседание, Татьяна Голикова отметила, что ведомствам удалось справиться с рядом важных задач, стоящих перед ними в рамках реализации нацпроекта «Образование», несмотря на сложности и ограничения, с которыми пришлось столкнуться в 2020 году.
По данным Минпросвещения России, в рамках нацпроекта по итогам 2019–2020 годов создано более 140 тыс. новых мест в общеобразовательных организациях; создано 5 тыс. центров «Точка роста» для школ в сельской местности и малых городах с обновлёнными учебными кабинетами для проведения занятий по информатике, основам безопасности жизнедеятельности и технологии, а также помещениями для проектной деятельности. В 369 коррекционных школах обновлена материально-техническая база, более чем в 2,3 тыс. школ отремонтированы спортивные залы и стадионы, закуплено необходимое оборудование и инвентарь. Было открыто 27 региональных центров выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи; создан 71 центр развития цифровых навыков «IT-куб», программами и мероприятиями которых охвачено более 41 тысячи детей. Более 20 тысяч педагогов повысили компетенции в области современных технологий, изучили новые возможности и преимущества использования цифровых платформ.
Кроме того, в рамках проекта по поддержке школ, имеющих низкие образовательные результаты обучающихся, специалистами Рособрнадзора обеспечено методической поддержкой 252 школы из 24 регионов страны. В 2021–2022 годах в рамках этого проекта помощь получат ещё 6 тыс. школ.
Ведётся активная работа по развитию дополнительного образования детей: по итогам 2020 года создано 520 тыс. новых мест дополнительного образования всех направлений, сеть детских технопарков «Кванториум» увеличилась до 220 единиц, из которых 85 – это мобильные технопарки для охвата детей, проживающих в сельской местности и малых городах. Более 11 миллионов школьников поучаствовали в открытых онлайн-уроках, направленных на раннюю профориентацию, а 366 тысяч детей получили рекомендации по построению индивидуальной образовательной траектории в соответствии с выбранной профессией в рамках проекта «Билет в будущее».
Как отметила вице-премьер, в 2020 году была проведена большая работа по созданию новых мест в школах, благодаря чему в подавляющем большинстве регионов страны уверенно снижается число детей, обучающихся в третью смену. Вместе с тем Татьяна Голикова напомнила о необходимости обеспечения учащихся начальных классов здоровым горячим питанием. Вице-премьер поручила Минпросвещения и Роспотребнадзору проверить организацию такого питания в школах с трёхсменным режимом обучения и доложить о полученных результатах.
По итогам 2020 года создано 29 центров опережающей профессиональной подготовки, координирующих ресурсы региона для опережающей и профессиональной подготовки кадров, обновлена материально-техническая база 1,6 тыс. мастерских в организациях среднего профессионального образования.
Минобрнауки в свою очередь были подведены итоги реализации федеральных проектов в сфере высшего образования. Так, Россия обеспечила 12-е место в мире по присутствию университетов в топ-500 глобальных рейтингов университетов. Также были подведены итоги реализация проекта 5–100, который завершился в 2020 году. По информации ведомства, проект существенно повлиял на развитие российской системы образования и науки: 63 российских университета входят в глобальные рейтинги, процент российских публикаций в международных базах данных увеличился до 30%, а доля высокоцитируемых публикаций составила по итогам 2020 года 50%. В 2021 году будет запущен новый проект «Приоритет-2030».
Результатом работы по развитию современной цифровой образовательной среды стала разработка 1,7 тыс. онлайн-курсов от 110 университетов на 68 платформах, которые используют более 1,7 миллиона обучающихся.
По данным Росмолодёжи, в рамках федерального проекта «Социальная активность» по итогам 2020 года создано 435 добровольческих и волонтёрских центров. В рамках ежегодного Всероссийского конкурса «Регион добрых дел» 37 субъектов получили софинансирование на реализацию практик по развитию добровольчества. Более 18 тысяч добровольцев прошли обучение как в очном, так и в онлайн-формате. К концу 2020 года на портале «Добро.ру» зарегистрировалось около 2 миллионов пользователей.
На проектном комитете также были рассмотрены итоговые отчёты по 4 федеральным проектам, не вошедшим в состав обновлённого нацпроекта «Образование». Из них 2 проекта компетенции Минпросвещения – «Поддержка семей, имеющих детей» и «Учитель будущего», а также 2 проекта компетенции Минобрнауки – «Новые возможности для каждого» и «Экспорт образования». Как отметила Татьяна Голикова, несмотря на завершение проектов, большинство результатов перешли в обновлённые нацпроекты «Образование» и «Наука и университеты» либо их достижение контролируется в рамках актов Правительства России.
В рамках федерального проекта «Поддержка семей, имеющих детей» осуществлялась психолого-педагогическая, методическая и консультативная помощь родителям по вопросам образования и воспитания детей. Так, по данным Минпросвещения России, итогом реализации проекта стало создание консультационных центров в 72 регионах. За 2019–2020 годы было проведено более 4,17 млн психолого-педагогических консультаций, при этом 99,6% граждан удовлетворены качеством оказанных услуг. Среди наиболее востребованных тем в ходе консультаций – воспитание и образование детей с ОВЗ, помощь отстающим детям в школе и детям с речевыми нарушениями, особенности воспитания приёмных детей, зависимость от компьютерных игр и соцсетей, а также адаптация к дистанционному формату обучения. Эти темы легли в основу разработанных методических рекомендаций, а также материалов, размещённых на портале информационно-просветительской поддержки родителей «Растим детей».
В рамках реализации федерального проекта «Учитель будущего» была создана инфраструктура, которая станет составляющей частью федеральной системы повышения квалификации учителей. Была проведена диагностика профессиональных дефицитов более 55 тысяч учителей. Среди наиболее востребованных навыков – цифровые технологии, дистанционное образование, работа со слабомотивированными обучающимися и функциональная грамотность обучающихся.
Начиная с 2021 года реализация этих мероприятий будет продолжена в рамках федерального проекта «Современная школа».
По данным Минобрнауки России, в рамках проекта «Новые возможности для каждого» в 2019–2020 годах за счёт средств федерального бюджета по программам непрерывного образования было обучено более 270 тысяч граждан. Среди образовательных программ – бизнес, экономика, IT, право, иностранные языки, искусство, дизайн, педагогика, управление образованием, муниципальное управление и другие программы, сформированные в соответствии со спросом на рынке труда.
По итогам реализации проекта «Экспорт образования» введено 10,9 тыс. новых мест в студенческих общежитиях; более 3,4 тысячи сотрудников 400 вузов из 79 регионов повысили квалификацию в области международной деятельности. В международной олимпиаде ассоциации «Глобальные университеты» приняли участие более 56 тысяч человек из 197 стран мира.
В дальнейшем реализация мероприятий федеральных проектов будет продолжена в рамках нового нацпроекта «Наука и университеты».